Егэ. познание. тема 3. истина

Проблема истины в науке

По мере развития науки и ее обособления от философии, перед учеными и философами встала проблема переоценки и верификации с позиции истинности/ложности не только новых знаний, но и тех концепций и представлений, которые существовали в философии веками и укрепились в качестве догм и авторитетов. Об этой проблеме еще в шестнадцатом веке говорил Ф. Бэкон выделяя «призраки познания» — те ограничения, которые не позволяют человеку обладать истинным и объективным знанием, становятся препятствием на пути его получения. Среди них достойное место занимали именно авторитетные теории и концепции, которые тиражируются в университетах и трактатах из поколения в поколения.

Однако первую наиболее крупную и радикальную попытку очищения науки и философии от всего ненаучного и неистинного предпринял О. Конт в рамках новой философии – позитивизма. Позитивистское понимание истины предполагало, что ее главным критерием выступает опыт или эмпирический факт. Истинным может признаваться лишь то знание, которое может быть подтверждено и перепроверено с помощью экспериментов, любое же знание, основанное на абстрактных размышлениях, субъективных наблюдениях и переживаниях, внутреннем опыте и т.д. представляет собой метафизику – спекуляцию от философии и должно быть удалено из науки.

Идеи О. Конта об очищении науки и философии от метафизики нашли многочисленных последователей и хотя сам позитивизм принял форму религиозно-мистического учения, последователи его духа создали неопозитивизм в рамках которого продолжили борьбу за верификацию научного знания.

Большое внимание проблемам истинности научного знания уделялось в рамках «Венского кружка» существовавшего в первой трети двадцатого века. Члены кружка разрабатывали различные способы проверки научного знания, привязанные главным образом к его логической и семантической структуры

Так, сторонники логического атомизма предлагали разложить каждое предложение научной теории на атомарные высказывания, которые в свою очередь должны были соответствовать атомарным эмпирическим фактам. Если же таковых фактов не оказывалось теория рассматривалась как метафизическая. Проблема данного способа была в том, что он сам не мог быть проверен с помощью своего же критерия.

Проблема демаркации

Проблема демаркации знаний, т.е. определения их истинности имеет для науки не только ценностно-теоретическое, но и практическое значение. Оно выражается в двух направлениях деятельности научного сообщества:

  • отделение науки от лженауки;
  • отделение обоснованной критики, от догматизма.

Первое направление связано с появлением различных исследователей и сообществ, которые используют авторитет и атрибутику научного сообщества для популяризации собственных идей и, в конечном итоге, получения финансовых выгод, на основании сомнительных, ненаучных концепций и результатах их реализации. Размах подобных околонаучных и лженаучных объединений и организаций может быть различным – от торговцев «чудо-таблеток» и «волшебных поясов» до новых религиозных организаций, использующих «пронаучный» имидж.

Второе направление связано с теми исследователями, которые предлагают новые, часто революционные исследования в своих научных областях, переворачивающие устоявшиеся концепции, а потому часто подвергающиеся догматической критике и обвинению в лженаучности. Безусловно, голословный догматизм замедляет развитие научного знания, и сообщество должно противостоять подобным нападкам.

Что является противоположностью истины?

Противоположность истины- заблуждение.

Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.

Запомните: ложь- не является противоположностью истины.

Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные (например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения советских людей).

Критерии истины

Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion — мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в  соответствии их предмету познания.

Критерии истины

  • Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
  • Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория. Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.

Теоретические критерии истины:

  1. Соответствие логическим законам
  2. Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
  3. Простота формулировки, экономичность высказывания

Практика. Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.(О практике будет отдельная статья, следите за публикациями)

Таким образом, главная цель любого познания — установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину, чего бы она ни касалась.

Основания науки

Замечание 1

Источником для формирования научного мировоззрения и науки как таковой выступают ее основания – идеалы и нормы исследования, научная картина мира и философские основания науки.

Идеалы и нормы исследования представляют собой своеобразную карту-схему, согласно которой должна выстраиваться методология научной работы, т.е. средства и способы освоения и описания объектов исследования. Для каждого периода развития науки выстраивается своя схема, которая содержит ряд взаимосвязанных уровней от глобального, дающего представления об универсальных методологических установках, до регионально-конкретного, учитывающего специфику не только объекта научного познания и отрасли знания, но научных традиций исследования конкретного региона.

Научная картина мира представляет собой особую форму теоретического знания, в которой находят свое отражение актуальные научные теории, интегрированные в единую непротиворечивую систему, отражающие представления о реальности на данном этапе исторического развития человечества. Научная картина мира не только определяет объект исследования науки и перспективные направления ее развития, но также позволяет соотносить между собой данные различных отраслей.

Философские основания науки имеют двоякий характер, они одновременно выступают частью науки и лежат вне ее. Главной задачей философских оснований является придание научному знанию ценностной оценки, его обоснование и перевод на язык обыденного сознания. Далеко не все теоретические знания и открытия получают свое практическое воплощение и результат, в ту эпоху, в которую они были сделаны, а потому часто остаются непонятными для широкой аудитории. Роль философских оснований заключается в создании своеобразного моста, который позволяет оценить обыденному зрителю ценность научных изысканий.

Организация

Согласно веб-сайту «Истина в науке», организацией управляет совет директоров, которых советуют совет по работе с экспертами и научная комиссия. По состоянию на 20 июня 2007 г. они перечислены ниже.

Совет директоров

  • Стивен А. Хайд (председатель)
  • Профессор Эндрю МакИнтош, Профессор термодинамики Университет Лидса, христианин и креационист.
  • Филип Меткалф (заместитель председателя), христианский издатель.
  • Джон Перфект, учитель.
  • Морис Робертс, Министр Свободной церкви Шотландии (продолжение) и бывший учитель классики.

Справочный совет

  • Стюарт Берджесс, профессор инженерного дизайна в Бристольский университет Имеет диплом богословия Лондонской реформатской баптистской семинарии (г. Скиния Митрополита ), и является креационист.
  • Джон Бланшар, христианский автор популярных книг, в том числе Эволюция: факт или вымысел? Избавилась ли наука от Бога? и Верит ли Бог в атеистов?
  • Джерард А. Криспин, юрист и директор Христианского тюремного фонда «Дневной свет».
  • Джордж Карри, министр приходской церкви Элсвик (Св. Стефана и Св. Павла), Ньюкасл-апон-Тайн.
  • Дэвид Хардинг, пастор Евангелической церкви Милнроу, Ланкашир.
  • Доктор Рассел Хили, учитель математики.
  • Дерек Линкенс, профессор и почетный декан факультета автоматического управления и системного проектирования Университета Шеффилда.
  • Джон Макартур Пастор Общинной церкви Грейс в Сан-Вэлли, Калифорния
  • Альберт Н. Мартин, пастор баптистской церкви Троицы в Монтвилле, штат Нью-Джерси
  • Стив Тейлор, профессор электротехники и электроники Ливерпульского университета

Научная группа

  • Джефф Барнард[нужна цитата ].
  • Пол Гарнер, лектор и исследователь в Biblical Creation Ministries.
  • Артур Джонс, консультант по науке и образованию.
  • Тим Уэллс, старший преподаватель кафедры Нейроэндокринология в Кардиффский университет.

История развития науки

Наука и научное знание, равно как и категория объективной истины зародились в глубинах философии, однако, с тех пор была осуществлена огромная эволюция науки, которая трансформировала представления не только о мире, но и о самой науки и о знаниях, которые она может получить. Традиционно в развитии науки выделяют ряд этапов:

  • математический,
  • естествознания,
  • технических и гуманитарных наук,
  • современный.

Математика стала первой дисциплиной, выделившейся за рамки философского знания и обретшей собственный самостоятельный статус науки. С одной стороны, этому способствовал сам абстрактный характер научного знания – как только число, а также геометрические фигуры, были отделены от практики (счета предметов, разграничения полей и т.д.), они превратились в самостоятельные объекты исследования, позволяя открывать такие их свойства, которые на практике невозможны (ноль как точка отсчета, существование отрицательных чисел). С другой стороны, большую роль сыграла специфическая культура древней Греции, в которое главное значение при определении ценности знания играл не авторитет ученого, а созданная им система доказательств. Необходимость использования доказательной базы позволило сформировать схему – тезис – доказательство – знание, а также способствовало развитию логики.

Дальнейшее развитие науки было связано с применением схем изучения математики к проблемам естествознания, что было невозможно в античный период из-за специфики античного мировоззрения. Данный переход осуществляется лишь в эпоху Возрождения, тогда же оформляется и экспериментальный метод, позволяющий на практике проверять выдвигаемые гипотезы. Формируется особый – научный тип мировоззрения.

Практическое использование знаний, полученных наукой создает почву для нового этапа ее развития. Внедрение научных знаний в технологии производства и их совершенствование, создание машинного труда, стимулировало развитие технических наук, которые изначально возникают на стыка естествознания и техники, но быстро отмежёвываются от естественных наук, обрастая собственной методологией. В свою очередь индустриальная революция повлекла за собой значительные социальные изменения, которые также требовали осмысления и получили его сначала через философские концепции, а затем через новые, гуманитарные отрасли научного знания.

Современный этап развития науки характеризуется не только высокой степенью ее дифференциации, но и наличием развитых поперечных связей, интеграцией данных различных дисциплин и даже областей науки в единую картину мира, возникновения и развития синтетических теорий. В тоже время находясь на гребне технологической цивилизации, наука все чаще подвергается критическому осмыслению, а именно ее роль локомотива развития человечества.

Роль истины в науке и виды истины

Истина занимает в науке двойственное положение. С одной стороны, истина – как абсолютное знание является конечной целью любой познавательной деятельности и науки как системы знаний, теории и методологии познания, и как наконец практической деятельности по познанию мира.

Однако полное познание мира вероятно невозможно, что в свою очередь обесценивает любые достижения науки в сравнении с недостижимой целью. Однако истина является не только и не столько целью, сколько критерием научной деятельности. Знание, полученное в рамках науки, является постольку ценным и значимым, поскольку отвечает критерию истинности. Рассматривая истину как критерий ценности знания невозможно не указать на многообразие видов истины и диалектические взаимоотношения между ними.

Виды истины:

  • абсолютная,
  • относительная,
  • объективная,
  • конкретная.

Абсолютная истина выступает целью любой познавательной деятельности. Она представляет собой полное и законченное знание об объекте всех его свойствах, механизмах, взаимосвязях с другими объектами реальности, т.е. представляет собой абсолютное знание обо всем.

Относительная истина является ограниченным знанием об объекте, его свойствах и взаимосвязях. Любое реальное научное знание представляет собой относительную истину, поскольку полное и окончательное познание объекта всегда ограничено объективными возможностями науки.

Объективная истина представляет собой такое знание об объекте источником, которого выступают его свойства, качества, структура и т.д.

Конкретная истина являет собой знание, являющееся истинным в определенных, конкретных условиях. Так, знание о том, что трава – зеленая – является конкретной истинной, связанной с присущим человеку способом зрительного восприятия. Объективная истина будет состоять в том, что электромагнитное излучение (свет) отражающееся от травы, будет иметь определенную длину волны, вызывающую у человеческого наблюдателя субъективное переживание зеленого цвета.

В научной деятельности абсолютная и относительная истина находятся в постоянном диалектическом взаимодействии. Так, на основании имеющегося знания, относительной истины, в науке ставятся цели и задачи, предполагающие достижения более полной, абсолютной истины. Однако, как только эти цели будут реализованы, получаемое знание даст раздвинет горизонт понимания исследуемых объектов, и став относительной истиной, станет источником новых целей и задач по достижению истины абсолютной. Хотя данный процесс оценивается как потенциально-бесконечный, сторонники позиции гносеологического позитивизма отмечают что доля истинных познаний о мире неуклонно растет, и познание абсолютной истины в конечном итоге возможно.

Объективная и субъективная истина

Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.

Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно ,не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.

Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через  сознание человеком, понято им.

Запомните:  объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.

Понятие науки и истины

Понятие науки является многозначным и включает в себя три основных аспекта:

  • познавательная деятельность человека,
  • система объективных знаний, полученных в ходе познавательной деятельности,
  • социальные структуры, в рамках которых эта деятельность осуществляется.

Наука ставит перед собой цель получения объективной истины в виде знаний об окружающем мире. В ее задачи входит описание наблюдаемых объектов и феноменов, раскрытие их сущности и достоверное прогнозирование их поведения в будущем. В настоящее время наука рассматривается человечеством в качестве основания для выстраивания современной картины мира и представлений о бытии, а развитие общества тесно связано с научно-техническим прогрессом.

Перспективы развития науки и общества связаны с необходимостью получения такого знания, которое соответствовало бы критерию объективной истины, т.е. являлось бы независимым от субъективных особенностей исследователя или человеческой природы, а было бы полностью детерминировано характеристиками самого объекта познания. Идеалом развития науки выступает абсолютное знание – имеющее всеобщий, полный и законченный характер, однако оно остается потенциально недостижимым, а деятельность науки связана с постоянным улучшением относительной истины знания, имеющего неполный и частных характер в сравнении с перспективным знанием будущего.

Понятия истины, правды и заблуждения

Понятие истины тесно связано с другими понятиями, описывающими критериальную ценность знания и утверждений, такими как правда и заблуждения.

Существует концепция, которая сближает понятия истины и правды, рассматривая правду, как «истину» в этическом контексте. В действительности в отличии от истины имеющей субстанциональный характер, правда всегда онтологична, т.е. привязана к истории существования определенного субъекта (индивидуального или группового), его потребностям, ценностям, установкам, а потому субъективна. В этом отношении понятия правды и истины могут быть легко противопоставлены друг другу, так как в конфликте у каждой стороны имеется своя правда, в то время как фактологическая истина – одна.

Заблуждение рассматривается как противоположность истины – т.е. такое знание, которое не соответствует объективной действительности. Вместе с тем, заблуждение представляет собой вид относительной истины, которая на определенном этапе исторического развития рассматривалась как соответствующая действительности, но позднее была критически переоценена (представления о неделимости атома, материи как веществе, абсолютности механических законов взаимодействия атомов и т.д.).

Критика

Религиозный

В декабре 2006 г. Колин Сли, декан Саутварка, сказал: «Все должно быть исследовано, чтобы дети могли задавать разумные вопросы. Хотя я не вижу больших трудностей в изучении разумного замысла, креационизма или плоской Земли, они оказываются заблуждающимися, глупыми и летающими в лицом всех доказательств. Я не вижу проблем в том, чтобы теория Дарвина и христианская вера шли рука об руку «, — Колин Сли, декан Southwark, The Times, декабрь 2006 г..

Светский

В ответ на внедрение интеллектуального дизайна в европейских школах Королевское общество заявил, что «разумный замысел имеет гораздо больше общего с религиозной верой в креационизм, чем с наукой», и выразил обеспокоенность тем, что «молодым людям плохо служат преднамеренные попытки утаить, исказить или искажать научное знание и понимание с целью продвижения конкретных религиозные верования». В статье газеты Guardian от 27 ноября 2006 г. Льюис Вулперт из Университетский колледж Лондона, атаковал разумный замысел и амбиции истины в науке: «Нет никаких доказательств существования разумного замысла, это чистая религия и не имеет ничего общего с наукой. Его следует запретить на занятиях по естествознанию». В октябре 2006 г. научная организация назвала Наука, просто наука рассмотрел информационные пакеты на DVD, разосланные организацией «Истина в науке» руководителям научных кругов всех средних школ Соединенного Королевства в сентябре 2006 г.

Британская группа сторонников науки Британский центр научного образования осудил попытки ввести преподавание креационизма в британских школах. BCSE протестовала, когда Истина в науке разослал информационные пакеты в каждую среднюю школу Великобритании в сентябре 2006 года. В письме в редакцию, опубликованном в Financial Times Ян Лоу из BCSE выразил обеспокоенность тем, что креационизм может процветать даже в Британии, в то время как Майк Брасс, председатель BCSE, сказал в письме Хранитель, «умный дизайн (ID) — это креационизм, одетый в смокинг, чтобы проникнуть в наши научные классы «.

11 октября 2006 г. читатель Крис Приди написал письмо Времена газета, освещающая «научные ошибки» на веб-сайте «Истина в науке», в том числе то, что организация отрицает эволюцию бактериальный жгутик. В ответ Ричард Баггс из научной группы «Истина в науке» опубликовал в Times письмо, в котором говорится:

Понятие и теории истины в философии

Первоначальное представление об истине было сформулировано в античной философии Парменидом. В своей онтологической концепции Парменид излагал положения, противоречащие общепринятых и очевидным вещам, – отсутствие движения, времени, развития, раздельности вещей и самих вещей как таковых. Отстаивая собственную позицию, Парменид подвергает критике чувственное восприятие мира, обозначая его как необъективное мнение, основанное на ненадежных источниках и противопоставляя ему собственные, истинные, а значит соответствующие настоящему положению вещей знания.

Проблема истины становится одной из центральных проблем гносеологии и этики, свое позицию относительно различения истины и мнения высказывают Демокрит, Сократ, Протагор и многие другие. Однако первое устоявшееся определение истины, ставшее впоследствии классическим принадлежит Аристотелю.

Определение 1

Истина – есть соответствие нашего знания объективной действительности.

Однако по мере развития философии, религии, науки, этики возникают и другие подходы к определению истины ее содержания, роли и значения. К основным из них относят:

  • когерентный,
  • прагматический,
  • конвенциалистский,
  • семантический и т. д.

Когерентный подход основан на критериях логической согласованности и непротиворечивости знания. Истинное знание должно опираться на истинные посылки, а всю структура такого знания должна не иметь внутренних противоречий. Хотя данный подход позволяет критически оценивать различные системы, он не является абсолютным поскольку логической и непротиворечивой может быть и надуманная концепция, не имеющая отношения к действительности.

Прагматический подход меняет само понимание истины. Истинным считается то знание, которое способно принести практическую пользу, дать положительный эффект от своего использования. Данный подход сформировался в американской философии и науке. Его слабостью является недооценка фундаментальных и философских концепций, рассматривающих проблемы, выходящие за пределы актуальной проблематики.

Конвенциалистский подход рассматривает истину как соглашение, договор большинства о том, что можно читать истиной. Данный подход является идеалистическим, поскольку достичь реального согласия большинства членов какой-либо общности не предполагается возможным, но в тоже время точно отражает формирования субъективного представления об истине в малых группах, объединенных определенной догматизированной идеологией или религией.

Семантический подход к истине был разработан для уточнения классического, корреспондентского подхода, за счет введения дополнительного критерия, предполагающего установление не просто соответствии знания реальности, но и учету содержательной специфики этого сознания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Работатека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: