Гвиневра
Супруга короля Артура стала одним из первых собирательных и эталонных образов Прекрасной Дамы, которые имели широкое распространение в английской средневековой литературе.
Согласно легенде, король Артур женился на Гвиневре, чтобы создать политический союз с ее отцом, хотя его наставник убедительно советовал этого не делать.
Также из мифов известно, что за королевой ухаживал рыцарь Ланселот. Гвиневра не пользовалась уважением при дворе, сначала ее обвинили в отравлении рыцарей, но Ланселот заступился за нее. Затем ее хотели сжечь по обвинению в неверности, но верный рыцарь вновь спас королеву, увезя ее в монастырь.
После смерти короля Артура Ланселот предлагает его вдове уехать с ним, но она отказалась и стала монахиней.
Образ королевы часто использовался в кинематографе, массовой культуре, литературе, астрономии и живописи.
Происхождение
Происхождение Ехидны до сих пор является причиной разногласий в мифологии. Дело в том, что разные источники указывают разные версии ее происхождения. Чаще всего родителями Ехидны называют Тартар и Гею, ибо именно богиня земли породила множество ужасных существ, в том числе и Тифона, желая отомстить олимпийцам за то, что те так жестоко повели себя с ее детьми – титанами.
Однако есть и легенды, которые родителями Ехидны называют Форкия и Кето. Эта версия подтверждается внешним обликом Ехидны, в которой явно преобладали змеиные черты, а имя ее в переводе означает «гадюку». Учитывая, что впоследствии Медуза Горгона (которая с вероятностью 100% была дочерью Форкия и Кето) выбрала именно наполовину змеиный облик, вполне вероятна и эта легенда происхождения Ехидны.
Также есть версия, что Ехидна является дочерью Хрисаора и Стикс, что в целом также является достаточно правдивой версией, ибо Медуза Горгона породила Хрисаора (точнее он вышел из ее тела, вместе с Пегасом), но подробнее об этом читайте в наших статьях о Медузе Горгоне и Пегасе. В этой легенде матерью Ехидны является Стикс, богиня клятв и справедливости, богиня честного их выполнения.
Как бы там не было, а в любом случае Ехидна является потомком первородных титанов, что говорит о ее благородном происхождении и невиданной силе, которой обладали все титаны без исключения.
Мифология
Несмотря на то , что Инари не фигурирует в классической японской мифологии , он является одним из самых выдающихся божеств в истории Японии.
До периода Эдо
Точное происхождение божества неизвестно, но историки считают, что оно предшествовало приходу буддизма в Японию в шестом веке. Почти сразу после своего появления буддизм быстро связал себя со святынями Инари в то время, когда божество было тесно связан с рисом, сельским хозяйством и чаем. Учитывая важность этих предметов для культуры и экономики Японии, Инари стал известен как бог процветания и успеха. В этот ранний период было установлено поклонение в Фусими в Киото. Некоторые легендарные фигуры, такие как волшебник ( онмёдзи ) по имени Абэ-но Сэймэй, были потомками кицунэ и, таким образом, благословлены Инари. Японские буддийские секты, такие как Сингон, с самого начала считали Инари своим божеством-покровителем. В период Хэйан (794–1185) фестиваль Инари в Фусими стал заметным фестивалем, соперничая даже с фестивалем Гион, который восходит к 800-м годам и является сегодня самым известным фестивалем в Японии. Имперское покровительство святыням Инари в то время привело к их известности по всей Японии, и эта известность сохранялась даже после того, как политическая власть переходил из рук в руки
Японские буддийские секты, такие как Сингон, с самого начала считали Инари своим божеством-покровителем. В период Хэйан (794–1185) фестиваль Инари в Фусими стал заметным фестивалем, соперничая даже с фестивалем Гион, который восходит к 800-м годам и является сегодня самым известным фестивалем в Японии. Имперское покровительство святыням Инари в то время привело к их известности по всей Японии, и эта известность сохранялась даже после того, как политическая власть переходил из рук в руки.
Период Эдо до наших дней
В период Эдо поклонение Инари стало меняться, сохранив их популярность. Хотя самураи правили в Японии примерно предыдущие пять веков, рост кузнецов и оружейников во время сёгуната Токугава сделал металлообрабатывающую промышленность мощной. Поскольку в этот период японская валюта изменилась с рисовой на золотую, роль Инари как ками процветания и успеха означала, что их влияние и поклонение перешли на деньги, процветание и кузнечное дело. Поэтому Инари стал божеством-покровителем кузнецов и мечников, защитником как воинов, так и торговцев. Однако их отношения с сельским хозяйством и чаем не изменились, в результате чего Инари стал ками, связанным как с этими старыми, так и с новыми владениями.
После того, как Реставрация Мэйдзи перестроила японскую космологию в пользу государственного синтоизма. Таким образом, традиционные ками, такие как Инари стали невероятно популярным божеством в периоды Мэйдзи, Тайсё и довоенного периода Сёва (1868-1945). Когда Япония стала мировой экономической державой, рост японских экономических интересов означал, что богиня процветания(вместе с их святынями и священниками) стали важными для посвящения новых компаний, новых корпоративных зданий и корпораций в целом.
После окончания Второй мировой войны ками процветания оставался невероятно популярным божеством. Хотя государственный синтоизм распустили в 1945 году, его святыни сохранились и остаются наиболее распространенным типом святынь в Японии. Корпорации по-прежнему ищут благословения в них, когда они открывают новый бизнес, поэтому божество ассоциируется не только с корпоративным успехом, но и с общим процветанием отдельных лиц, сообществ и страны в целом.
Другая мифология
Известность Ками за такой долгий период сделала их довольно сбивающим с толку объединением божеств. Оно часто является единичным божеством, но иногда их представляют в виде трех разных божеств ( санза ) или даже пяти разных божеств ( гоза ). Личность этих других божеств сильно различается в зависимости от святилища, но они включают таких, как Уке Моти, Идзанаги , Идзанами и другие божества сельского хозяйства, процветания, созидания и порядка. Это привело к тому, что люди стали называть Инари разными именами.
В буддизме Инари наиболее тесно связан с Дакинитен (индийская Дакини, божественный женский дух в буддизме Ваджраяны) и Бензайтен (японская версия индийского Сарасвати), одним из семи богов удачи . В этих формах Инари женственна.
Как бог (десс) земледелия, Инари похож на Деметру и Диониса из греческой мифологии и на норвежскую богиню Фрейю .
Диббук
Большинство мифических существ страшны, потому что они большие и имеют звериные черты. Между тем диббуким страшны по разным причинам. В еврейской мифологии диббуким-проклятые духи. Они бесцельно блуждают по земле и могут пройти только после обладания человеческим телом, которое поможет им достичь своих последних целей.
Если хозяин одержим, он должен подвергнуться экзорцизму. В противном случае диббук не покинет хозяина до тех пор, пока не уладит свои незаконченные дела. Одержимость демонами распространена и в других культурах. Каждая культура имеет свой собственный обряд экзорцизма.
Зомби
Когда люди говорят о Нежити, они часто имеют в виду зомби. Зомби-популярные мотивы в литературе ужасов, научной фантастики и фэнтези. Однако не многие люди знают, откуда берутся эти существа.
В гаитянском фольклоре зомби-это нежить, которая была возвращена к жизни с помощью вуду. Таким образом, зомби-это продукт некромантии. Зомби безмозглые, и у них нет свободной воли. Они просто рабы ведьмы.
В современной литературе зомби являются результатом научных случайностей, а не магии. Радиация, болезни и лабораторные неудачи часто приводят к зомби — апокалипсису. Примером этого может служить корейский фильм «Живой» на Netflix.
Хотя многие не верят в зомби, некоторые считают, что все же лучше быть готовым. Фактически, Центры по контролю и профилактике заболеваний в США даже имеют страницу для готовности к зомби на своем веб-сайте!
Банши
Банши — это особый вид фей в ирландской мифологии, которые часто своим появлением предвещали смерть. Чаще всего их можно увидеть летающими или бродящими среди деревьев. Когда банши начинают выть, то этот жуткий вой является предвестника скорой смерти кого-то из близких.
Внешне эти представители мифов изображаются по-разному, — от невероятной красавицы до сморщенной старухи. Одеты чаще всего в длинные одежды и носят длинные волосы на роспуск. Имеется суждение, что у банши нет прямых аналогов в верованиях других стран.
Среди нескольких версий появления банши, есть одна, которая пользуется наибольшей популярностью у населения Ирландии. Она гласит, что банши — это души женщин-рыдальщиц, у которых оплакивание одна из характерных черт образа. Считается, что если рыдалица не выполнила своё предназначение, то после кончины она продолжает оплакивать покойных. Также говорят, что если кому то удастся поймать банши, то она назовёт имя человека, который вот-вот должен умереть.
Беллерофонт и Химера: покорение природы
Сюжет мифа:
Беллерофонт был сыном царя Коринфа. В юности он случайно убил человека и вынужден был отправиться в изгнание. В конце концов судьба занесла его к Иобату, царю Ликии. Тот поручил Беллерофонту убить Химеру — чудовище с головой льва, телом козы и хвостом дракона, разорявшее ликийские поля. Герой с блеском выполнил задание, предварительно изловив крылатого коня Пегаса. В дальнейшем Беллерофонт совершил и другие подвиги, однако обещанной награды от Иобата не получил, а потому обиделся и попросил Посейдона наказать ликийцев. Тогда огромная волна затопила их землю.
Как объяснялся:
О том, как греки толковали историю Беллерофонта, мы узнаем у Плутарха: «Иные, пытаясь устранить сказочность этого предания, перетолковывают его так, что Беллерофонт не заклятием навел море на поля, а прорвал каменистую гряду, отделявшую море от низменной плодородной равнины… Говорят также, что так называемая Химера — это устремленный к солнцу утес, который летом вызывает вредоносное преломление солнечных лучей и тяжелые испарения, губящие посевы. Беллерофонт же понял причину бедствия и устранил его, обрубив гладкую поверхность утеса».
Японские Мифические Существа. Сикигами
В японской мифологии много ужасающих легенд и страшных существ, и Сикигами — отличный пример такого создания. Буквально переводится как «церемониальные духи». Сикигами — это духи-слуги, не обладающие собственной свободной волей, они веками наводили ужас на японцев.
Традиционно Сикигами считались слугами Онмедзи, членов японского общества, которые обладали и использовали божественные магические силы. Сикигами рождались в результате сложного магического ритуала, совершённого Онмедзи, и они служили только одной цели: исполнять любые желания мастера. Чаще всего приказы Онмедзи были очень негативны, например, шпионить за кем-то, своровать или даже совершить убийство. Из-за этого самой страшной частью этих легенд о Сикигами были не сами существа, а ужасные вещи, на которые были способны люди, которые находились под влиянием этих преданных слуг.
Сикигами в основном невидимы для человеческого глаза, если только они не принимают особую форму. Некоторые из возможных форм — это бумажные куклы, некоторые разновидности оригами или амулетов, но самая популярная из них — превращение в аккуратно и художественно сложенные бумажные манекены. Сикигами также могут принимать облик животных, поскольку известно, что они вселяются в цыплят, собак и даже коров, стремясь любыми способами выполнить приказы своего хозяина.
Создание Сикигами не было сложной задачей, сложнее было сохранить над ним контроль. Если мастер Онмедзи был недостаточно силён, он мог потерять контроль на Сикигами, которых вызвал, дав им возможность обрести сознание и свободу воли, чтобы иметь возможность делать всё, что они бы пожелали, включая убийство своего старого мастера.
Люди, которые произошли от муравьев: мирмидоны.
Имя Мирмидон, возможно, не особенно хорошо известно сегодня, но это имя народа, известного в древние времена благодаря высокая репутация и мастерство его воинов, о которых даже упоминается в Илиаде. Хотя существуют разные версии этого мифа, но показанная здесь — это та, которую Овидий переписал в «Метаморфозах».
«Легенда гласит, что король Олимпа Зевс поддерживал отношения с нимфой Эгидой и позже назвал в ее честь остров у Пелопоннеса. Однако, когда Гера узнала о приключении своего мужа и названии, которое получил остров, она решила послать ужасную чуму, которая в конечном итоге убила подавляющее большинство тех, кто населял его. Среди немногих выживших был король острова Эак Эгинский, который умолял Зевса заселить остров заново.
В то время как он молился, луч солнца осветил линию муравьев на дубе, что заставило царя решить попросить выйти столько же людей, сколько он видел на дереве. Эак Эгинский заснул и увидел во сне, что муравьи в дубе упали на землю, и при этом они преобразовали Лично. После пробуждения на острове вернулось количество прошлогодних жителей, и он был назван в честь муравьев, от которых они произошли (мирмидон можно перевести как муравьиные люди) ».
Национализм и поклонение императору
В период Эдо правительство запретило христианство и обязало всех японцев стать прихожанами буддийских храмов. Конкретно это выразилось в том, что каждую семью обязали определить то буддийское направление, которое они исповедуют, и зарегистрироваться в ближайшем буддийском храме. Буддийское монашество в своей деятельности по сути оказались ограниченными только проведением похоронных служб. Кроме того, правительство поощряло распространение чжусианских воззрений в самурайской среде. Чжусианство — это конфуцианство, реформированное китайским мыслителем Чжу Си (1130-1200).
Чжусианство распространялось и среди горожан, и среди зажиточного крестьянства. В этой политике ограничения буддизма и поощрения чжусианства были заложены противоречия, которые само правительство не замечало.
Чжусианство имеет антибуддийскую направленность. Оно отрицает перерождения и существование души. Кроме того, оно противоречит самой сословной системе японского общества, разделённого на крестьян, военных, ремесленников и торговцев. Чжусианство учит, что любой может пробиться в правящий класс, если будет настойчиво учиться.
При этом в чжусианстве высоко оценивается верность истинному правителю, что позволило зародиться идее почитания императора, которого рассматривали как «истинного», в противовес сёгунам, которых считали узурпаторами. Таким образом, чжусианство скрывало в себе возможность разрушения системы государственного управления, сложившуюся в период Эдо.
В чжусианской среде родились идеи Ито Дзинсая (1627-1705) и Огю Сорая (1666-1728), призывавших к возвращению к идеалам Конфуция и Мо-цзы, а впоследствии появилась и школа «национальной науки» (кокугаку), представители которой проводили фундаментальные исследования древних японских текстов. Виднейший представитель этой школы Мотоори Норинага (1730-1801) написал «Кодзикидэн» — подробное исследование свода «Кодзики», в котором провёл реконструкцию японского общества дописьменного периода и утверждал, что тогда уже существовало правительство, и японцы почитали императора, то есть подчинение императору — не идея, пришедшая из чжусианства, а заложена в естественном менталитете людей. Таким образом всем японцам оказалась открыта дорога к национализму, основанному на почитании императора.
Фурии
Фурии были 3-мя богинями мести, которые наказывали человечество за нарушения порядка. Они были озабочены наказанием за убийства, оскорбления богов и лжесвидетельства. Впервые фурии упоминаются в гомеровской «Илиаде», где они называются Эринии. Злость Фурий проявлялась по-разному. Самым суровым было мучительное безумие, которое налагалось на убийцу отца или матери. Такие убийцы страдали от тяжкого недуга или болезни. Нация, которая укрыла такого преступника, мучалась от голода и разного рода болезней. Гнев Эриний можно было успокоить только специальным обрядом ритуального очищения, который делался по определённым правилам.
Согласно одной древнегреческой поэме, титан Кронос оскопил собственного отца Урана, и бросил его детородные органы в море. Эринии вместе с Гигантами и Мелиями появились из капель крови, которые пролились на землю.
Также эти богини прислуживали Аиде и Персефоне в подземном мире мёртвых, где частенько смотрели на пытки преступников, отправленных в Темницы Проклятых. Изображались Эринии в виде безобразных крылатых женщин, тела которых опоясывали ядовитые змеи. Сёстры размахивали кнутами и были в длинных чёрных одеяниях, либо одеты в короткие юбки и сапоги охотниц. Чаще всего Фурии ассоциируются у людей с ночью и тьмой, что неудивительно, зная историю их существования….
Понтианак
Понтианак-одно из мифических существ из Азии. Согласно легендам, Понтианак-это женщина, умершая во время родов. По некоторым версиям, это беременные женщины, которые умерли, не успев родить. Таким образом, понтианаки описываются как сердитые женские духи.
Изображения Понтианака обычно представляют собой бледную длинноволосую женщину, одетую в белое. Она также вампир, который питается людьми. В малазийском фольклоре понтианаки имеют длинные когти, которыми они вспарывают внутренние органы мужчин.
Другое малазийское поверье состоит в том, что понтианак находит свою добычу, обнюхивая ее одежду. Вот почему некоторые отказываются оставлять свою одежду на улице ночью.
2.Сцилла и Харибда
Следующие женские мифические существа, о которых мы хотим вам рассказать, это Сцилла и Харибда. Когда гомеровский Одиссей и его приближённые люди пытаются вернуться домой в Итаку, они должны были перебраться через узкий канал. Этот канал чреват опасностями в виде двух чудовищ. Сцилла — монстр с шестью головами, двенадцатью ногами, с длинными шеями, на конце которых расположены волчьи головы с тремя рядами острых, как лезвие бритвы, зубов. Именно ими они терзают и едят ничего не подозревающих моряков, так как появляется монстр совершенно внезапно. Обитает Сцилла в пещере на вершине скалы. На другой стороне пролива властвует морское чудовище Харибда. Она угрожает потопить весь корабль с героями…
Существует несколько версий превращения Сциллы в ужасного монстра. В обеих версиях присутствует женская ревность. По одной из версий, Сцилла была очень красивой женщиной и очень любила купаться. Произошёл типичный «любовный треугольник». В Сциллу был влюблён Главк (морское божество), а Кирка (дочь Аполлона) ревновала его к красавице-сопернице. Во время очередных купаний Кирка отравила воду, и несчастная Сцилла превратилась в монстра, а её красивое тело было навсегда уничтожено. По другой версии, Амфитрита, возлюбленная Посейдона (бога моря), решила отравить воду, чтобы избавиться от красивой соперницы.
Гомеровская Харибда олицетворяла собой морское чудовище, которое изображалось в виде водоворота. Трижды за день она пила, поглощая вокруг множество воды, включая корабли и всё живое, что попадалось на пути. А через некоторое время изрыгала поглощённое обратно. И если кто-то из путников мог уцелеть при встрече со Сциллой, так как она могла схватить своими лапами только шестерых человек, то от Харибды путникам грозила неминуемая погибель, так как она имела возможность заглатывать корабли целиком, не давая экипажу никакого шанса на спасение.
9. Нимфы
Продолжают список красивых женских мифических существ обаятельные нимфы. Впервые появляются в фольклоре Древней Греции. Нимфы являются божеством природы. Они не имели бессмертия, как другие божества, но жили дольше людей. Они были привязаны к определённым местам и изображались в виде красивых женщин, как правило, в полуобнажённом виде. Часто изображались как возлюбленные богов и героев, проявляли заботу и доброту к людям. Например, нимфы ухаживали за Дионисом (богом растительности), когда он был молодой, а позже не раз спасали его от различных неприятностей. Или, например, когда Гефест (бог огня) был сброшен с Олимпа Зевсом, то приземлился на острове Лемносе. За ним ухаживали две Нереиды по имени Эвринома и Фетида.
У нимф есть множество различных подгрупп, они делятся на горных и морских, на пресноводных и лесных, и даже на нимф определённых деревьев, таких как дуб или ясень. Лесных нимф называли дриадами. Речные нимфы были известны как наяды. Океанские нимфы были океанидами. Наконец, горных нимф называли Ореадами.
Нимфы очень популярны в классическом и современном искусстве. Они встречаются и в сказках, и на картинах, в музыке и кино. Нимфы очень весёлые и жизнелюбивые женские мифические существа, любят играть на музыкальных инструментах, танцевать и плавать. Более подробно об этих прекрасных существах в статье «Нимфы Древней Греции».
Сита
Героиня древнеиндийского эпоса и жена Рамы пользовалась глубоким уважением в Индии.
Согласно легенде, Сита была наделена небывалой силой и могла сдвинуть с места сундук, в котором хранился лук Шивы. В связи с этим ее отец был готов выдать замуж дочь только за того, кто окажется сильнее ее. Натянуть тетиву у волшебного лука смог Рама, за него Сита и вышла замуж.
Далее, согласно «Рамаяне», супруги отправляются в изгнанье в лес, где Ситу похищают ракшасы, но супруг вызволяет ее из плена.
Настало время возвращения из изгнания, Рама стал править Айодхью, но его подданные были недовольны тем, что его супруга побывала в плену у ракшасы, тогда ее отправили в лес.
Там Ситу приютил мудрец, а вскоре у нее родились сыновья. Когда дети выросли, они пошли войной на своего отца Раму и победили его. Война была прекращена, сыновья признали отца, а Сита решила провести обряд сати (самосожжения).
Дедал и Икар: как важно быть умеренным
Сюжет мифа:
Миф гласит, что Дедал был выдающимся скульптором и зодчим древности. За преступление в родных Афинах его приговорили к смерти, и он бежал на Крит, к царю Миносу. Там Дедал создал множество произведений искусства и построил Лабиринт, в который заключили Минотавра.
Как объяснялся:
Дедал, родоначальник всех ремесел, для греков был реальной исторической фигурой, а вот полет на крыльях вызывал у них оправданные сомнения и считался неосуществимым чудом. В конце концов они пришли к выводу, что Дедал изобрел первый парус (кто-то ведь должен был его изобрести?), с помощью которого быстро и с комфортом убрался с острова.
Вот как античный географ и писатель Павсаний пытался объяснить этот миф в своем «Описании Эллады»:
История о Дедале — прародитель всех современных историй о гениальном ученом, который не смог совладать со своими собственными изобретениями, о технологиях, вышедших из-под контроля (например, в «Терминаторе») и трагедии научного ума.
Миф об Икаре, который изначально был историей о том, что надо знать меру и не подниматься слишком высоко или опускаться слишком низко, в современной культуре стал романтической легендой о стремлении к невозможному (например, «Фауст» Гете или «Космическая одиссея» Кубрика).
Гарпии
Гарпии, как и сирены, очень схожи по своему внешнему облику: они тоже были птицеподобными существами с женскими лицами. Впервые упоминалась в поэмах Гомера. Многие поэты изображали гарпий уродливыми женщинами-стервятниками, которые похищали своих жертв и уносили их в подземный мир. Считается, что изначально Гарпии были духами ветра. Их имя можно перевести как «похитители» или «грабители», так как они любили воровать у людей еду во время обеда. Нападали гарпии в основном на преступников, которые пытались их убить, устраивая на них охоту. Были очень жестокими по отношению к своим жертвам. Являлись своего рода прислугами ада, хватали людей и всячески пытали, пока летели в Тартар.
Когда человек вдруг внезапно пропадал, то принято было говорить, что его унесли гарпии. Есть несколько версий происхождения этих мифических существ, одна из которых гласит, что изначально гарпии были прелестными сёстрами. Они были дочерьми морского бога Таумаса и водной нимфы Электры.
Помимо древних времён, гарпии упоминаются и в средние века, например, в бессмертном произведение Данте Алигьери «Ад». Также появлялись в произведение Шекспира и изображались на многих картинах.
Левиафан
Другой пример мифических существ из Библии — Левиафан. Левиафан-это чудовище, живущее в морях. Во всех Книгах Иова, Исайи, Амоса и Еноха упоминается Левиафан. Псалмы также содержат отрывок о Левиафане.
Каждый из этих отрывков описывает Левиафана по-разному. Например, Псалмы описывают Левиафана как змея со многими головами. Другие отрывки просто описывают Левиафана как огромное морское чудовище. В современных изображениях Левиафан часто является драконоподобным монстром. Это существо, которое Бог создал, чтобы продемонстрировать свою силу. В конце концов, Бог также убил это существо как пищу для евреев.
Снежный человек
Когда вы спрашиваете людей о мифических существах, Йети часто является общим ответом. Это потому, что Снежный человек популярен во многих историях. Помимо канадского и американского фольклора, Снежный человек также является повторяющейся фигурой в поп — культуре. Это мифическое существо появлялось во многих мультфильмах, телешоу и фильмах.
Рост снежного человека составляет от 6 до 15 футов, и он стоит на двух ногах. Его следы имеют около 24 дюймов в длину и 8 дюймов в ширину. Поскольку это большое и волосатое существо, оно напоминает обезьяну с огромными ногами. Многие люди утверждают, что видели Снежного человека. Однако они часто не могут подкрепить эти утверждения вескими доказательствами. Тем не менее, исследователи собирают данные, основанные на этих наблюдениях.
Богиня Хедон
Непосредственно за удовольствие отвечала богиня по имени Хедон. Она была воплощением и олицетворением наслаждения, веселья, а также сладострастия (последнее особенно актуальным было в Риме). Хедон считали дочерью Эрота (бога любви) и Психею (персонификации души). Это малоизвестная богиня, которая редко встречается в легендах.
Пир Психеи и Амура. Также там изображена Волупия. Джулио Романо. Палацо Дель Те. Мантуя, Италия.
Имя Волупии происходило от слова voluptas, которое переводилось как сладострастие. Имя же Хедон происходило от греческого слова, означающего «удовольствие» и «наслаждение». На его основе возник и термин гедонизм, учение, которое представляло удовольствие высшим благом. Наслаждение – единственная ценность, вся жизнь должна быть посвящена его достижению. Волупия богиня наслаждения же может быть названа богиней и гедонизма самого по себе.
В Риме на центральном холме под названием Палатин находилось небольшое святилище Волупии – фактически, единственное известное. И именно римский писатель и поэт Апулей в своих текстах и назвал её дочерью Эрота и Психеи. Эрот был близок по функциям к Хедон, что, по-видимому, как раз и передалось ей как дочери. Он – бог удовольствия и наслаждения, любитель развлечений, а в какой-то мере и бог гедонизма.
В мифологии существовал бог, чьи функции были прямо противоположны функциям Хедон. Это Алгос – воплощение боли разного рода (физической, душевной). У Гесиода это имя используется во множественном числе и обозначает целую группу богов, приносящих горе, слёзы, страдания. Это боги боли, печали, сожаления. Алгос обитает (или обитают) в царстве Аида. Это дети Эриды, богини раздора, известной своими кознями.
Волупия богиня наслаждения упоминается в «Фиваида», произведении Стация. Там описываются произведения бога кузнецов Гефеста, который в своих покоях изваял различные образы из царства Гипноса (сна). По-видимому, Хедон была связана и с ним, тем более, что боги страсти нередко являют себя по ночам. Богиня увита венками и ищет удовольствия, любви.
Волупия. Даниэль Хопфер. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.
Боги наслаждений вызывали разные эмоции у древних людей. Некоторые порицали их и считали порывы к удовольствию чем-то порочным, позорным. Другие же воспринимали подобное стремление и богов наслаждения как нечто необходимое. Во втором случае даже можно увидеть уважение к подобным божествам. Это прослеживается в труде Платона «Филеб». Там Хедон используется скорее не для называния отдельной богини, но как эпитет Афродиты. Автор пишет, что Венере приятно, когда её именуют подобным образом.
У Цицерона же в «Природе богов» практически каждый бог наслаждения в мифологии считается чем-то противоестественным. В этот список автор заносит и Хедон, и Афродиту. Он считает, что от их силы нет никакой пользы, и это отражается в самих именах богов, которые показывают не любовь или нечто подобное, созидательное, а чистое удовольствие.
Медея: берегись мести брошенной женщины
Сюжет мифа:
Медея была дочерью царя Колхиды и помогла Ясону добыть золотое руно. Ясон, покидая Колхиду, забрал полюбившую его Медею с собой. Долго прожили они вместе, но потом Ясон решил жениться на дочери коринфского царя. Медея в гневе, но притворяется, что смирилась, чтобы отомстить. Будучи могущественной колдуньей, она отправляет сопернице подарок: великолепное платье и головной убор. Не в силах устоять перед подарками, девушка их надевает. Внезапно наряд вспыхивает огнем, невеста гибнет, и отец ее вместе с ней.
Как объяснялся:
В античные времена люди уже были знакомы с нефтью и знали ее горючие свойства. Так появилось предположение, что Медея смазала свои подарки не таинственным колдовским зельем, а нефтью, и наряд царевны вспыхнул не сам по себе, а от попавшей на него искры. Ситуация правдоподобная, если помнить, что открытый огонь непрерывно окружал людей того времени, будь то алтарь, очаг, факел или треножник, освещавший жилище.
«Некоторые люди, стремясь примирить предание с истиной, весьма правдоподобно утверждают, что именно нефть была тем зельем, которым Медея смазала воспетые в трагедиях венок и пеплос», — пишет Плутарх, описывая путешествие Александра Македонского по Вавилонии и то, как местные жители поджигали нефть, чтобы развлечь царя.
Тифон и Ехидна
Еще больше разозлилась Гея, когда олимпийцы снова одолели всех ее детей. Обезумев от жажды мести, Гея сама спустилась в Тартар и долгое время блуждала в хаосе, пока ей не удалось забеременеть. Так на свет родился Тифон – змееподобное чудовище невероятной силы, который сумел прогнать всех олимпийцев в Египет и даже пленить самого Зевса, вырвав у него сухожилия.
Наверное, примерно в это же время Тифону удается обнаружить Ехидну. Его не смущает змеевидная внешность титаниды, ибо и сам он был змееподобным. А человеческая красота Ехидны поразила сердце существа. Влюбился он в Ехидну до беспамятства и родились у них различные твари, которые принесли огромное количество без смертным, но об этом далее.