10 научных и технологических музеев, которые можно посетить онлайн

Музеи истории вычислительной техники в России

Электронный архив академика Андрея Петровича Ершова — это проект Института систем информатики Сибирского отделения Российской академии наук, осуществляемый благодаря спонсорской помощи Microsoft Research и при технической поддержке компании xTech. Архив содержит уникальные документы, отражающие историю развития информатики в СССР, переписку академика Ершова и рукописи его работ. В архиве упоминается более 5 тысяч человек, оставивших свой след в истории развития информатики в нашей стране и за рубежом. https://ershov.iis.nsk.su/russian/ Школа 444 города Москвы прислала нам теплое письмо: «Однажды побывав на страницах Вашего музея, у нас родилась идея создания собственного музея Информатики.» Поздравляем — опыт весьма неплох. https://schools.keldysh.ru/sch444/museum Интернет-музей Алексея Кистенева дает возможность заглянуть в недалекое прошлое Рунета (так нередко именуют российскую часть Internet). В коллекции сайта собраны популярные российские узлы в том виде, в котором они находились год, два и более назад. https://museum.uka.ru

Механизация вычислений

Счетные приспособления представлены в широком ассортименте, от палочек и счет разной конструкции до логарифмической линейки и арифмометров. Понятие логарифма введено шотландцем Непером в начале XVII века, он же составил первые логарифмические таблицы. Действия с логарифмами чисел позволили заменить умножение и деление на более простые операции сложения и вычитания. На основе таблиц английский священник Отред изобрел логарифмическую линейку, используемую вплоть до 70-х годов прошлого века.

Те же принципы лежали в основе работы арифмометров – вычислителей с ручным приводом; первый такой механизм создал швед, механик Однер (российский подданный). Многие помнят распространенный арифмометр Феликс, незаменимый для бухгалтерских и других расчетов. Малый карманный арифмометр оригинальной конструкции представлен в экспозиции галереи компьютерной эволюции.

Значительным усовершенствованием аналитических машин было использование перфолент и перфокарт, заимствованных из текстильной промышленности.

Программирование узоров на ткани изобрел француз Жаккар; ткацкий станок его конструкции воспроизводил сложные узоры автоматически, заменяя ручную работу ткачей. Использование перфокарт в расчетах предложил английский математик Бэббридж; практическое применение осуществила его последовательница, дочь Байрона – Ада Лавлейс, которую называют первым компьютерным программистом.

Дальнейшее развитие компьютерной техники базировалось на двоичном коде, используя цифры 0 и 1; для электрических схем это означало положения выключено и включено. Цифры двоичного исчисления выражаются в символах двоичного (сочетаниях 0 и 1), называемых битами. Тактовый генератор выдает электрические импульсы в схему, транзисторы включаются или выключаются, пропуская либо блокируя импульс. Таким образом осуществляются вычислительные операции современных компьютеров.

Персональные компьютеры и не только

Галерея компьютерной эволюции полностью оправдывает свое название. Экспозиция представляет изменения компонентов электронных устройств, демонстрируя экспонаты по годам выпуска. Здесь не только составляющие компоненты компьютеров; выставлены изделия различного назначения, имеющие общие основы.

Кроме хронологической последовательности, используется и принцип экспозиции по функциональному назначению. Серверное оборудование, носители информации, персональные компьютеры, процессоры и другие устройства представлены во всем многообразии. Отдельная секция выставочной витрины представляет разновидности ноутбуков – наиболее компактных персональных компьютеров. У них вся начинка размещена под клавиатурой, а монитор является откидной крышкой образующейся папки.

На подставках, одновременно служащих осветительными приборами, представлены самые объемные экспонаты галереи

В частности, привлекает внимание один из первых ноутбуков фирмы Тошиба, созданный в начале 90-х годов прошлого века. Площадь корпуса устройства намного больше нынешних аналогов; монитор складывается на клавиатуру, в остальной части корпуса размещены электронные блоки, нуждающиеся в усиленной вентиляции

Типичный персональный компьютер состоял из соединенных проводами системного блока, монитора и клавиатуры; управляющее устройство (мышь) присоединялось также проводом либо радиоканалом. Первичное расположение монитора на системном блоке не прижилось; вертикальный блок обеспечивал лучшую вентиляцию для охлаждения содержимого. К тому же его можно расположить отдельно, не загромождая рабочее место.

Мониторы персональных компьютеров сначала были весьма громоздкими, повторяя форму телевизионных приемников; технический прогресс превратил их в практически плоскую пластину экрана на подставке. Дизайнеры ПК получили возможность совмещения монитора с системным блоком в едином корпусе. Такие устройства также представлены в галерее компьютерной эволюции. Менее других компонентов изменялась клавиатура – в ней мало что можно поменять.

Печатающие устройства, позволяющие получать результаты компьютерной работы в бумажном варианте (принтеры) появились в начале 80-х годов. Первыми были матричные принтеры, использующие красящую ленту и ударные стержни (печатающие иглы); они по принципу действия походили на пишущие машинки.

Струйные принтеры печатают специальными чернилами, подаваемыми из картриджей через сопла печатных головок. Лазерные принтеры используют одноименное устройство и дают типографское качество печати.

Еще более четкие изображения получаются на сублимационном принтере, переносящем краску в испаренном состоянии.

Зарубежные музеи истории вычислительной техники

Музей Ларри Магида – поистине поэтическое изложение истории зарождения персональных компьютеров и масса интересных ссылок. https://pcanswer.com/ Американский собрат нашего узла. Расположен в одном из колледжей Калифорнии. Богатая экспозиция как «настоящих», так и виртуальных экспонатов. https://www.computer-museum.org/ Музей техники в Мюнхене. Он расположен на берегу реки (место называется Isartor) в десяти минутах хотьбы от Мариенплац. Там на третьем этаже есть три громадных зала, один из которых (зал №43) посвящен истории компьютеров, другой (№44) – истории микроэлектроники, а третий (№45) – телекоммуникации. https://www.deutsches-museum.de/ (на немецком) https://www.deutsches-museum.de/e_index.htm (на английском) Еще один немецкий музей в городе Падерборне https://www.hnf.de Узел с простым названием: The Computer Museum. А на самом деле – даже целая сеть компьютерных музеев, поддерживаемая множеством спонсоров. Среди прочих достопримечательностей налицо киоск, торгующий сувенирами. https://www.tcm.org/ Сайт компьютерного музея Compuseum (г. Боузмен, шт. Монтана) представляет фрагменты экспозиции. https://www.compustory.com/ Сайт Института Чарльза Бэббиджа в Миннеаполисе содержит обширную коллекцию аннотированных ссылок на ресурсы Internet по истории вычислительной техники, а также историю применения компьютеров в голливудском кинопроизводстве. https://www.cbi.umn.edu/resources/index.html Один из сайтов сети «Европейский виртуальный компьютерный музей», рассказывающий об истории компьютерной техники в Украине. По тематике и организации, пожалуй, наиболее близок к нашему музею. Многие статьи сайта представлены на трех языках – русском, украинском и английском. https://www.icfcst.kiev.ua/MUSEUM/museum.html Большая подборка материалов по истории развития ВТ на украинском языке. https://students.cdu.edu.ua/besedkov/ Домашняя страница программы «Hello World!» – своего рода заповедник «одноклеточных» программных продуктов. Более 200 примеров программ на различных языках, от A+ до zsh. https://www.latech.edu/~acm/HelloWorld.shtml В виртуальном музее The Computer History Simulation Project можно найти и запустить на своем ПК множество эмуляторов старых компьютерных архитектур и древних ОС. Среди них — ЭВМ PDP1-15, VAX, IBM 1401, HP 2100, Altair 8800, ОС RDOS, OS/8, RT-11, Unix v5-7, CP/M, реализации Lisp, SIM8, FOCAL и т. д. Эмулированные версии этих ОС работают на сегодняшних ПК в разы быстрее, чем всего 20-30 лет назад, когда они использовались для решения прикладных задач на суперкомпьютерах. https://simh.trailing-edge.com Компьютерный музей Массимилиано Фабрици – обширное собрание материалов по истории вычислительной техники. Основан в 1996 году. Сайт на итальянском языке. https://www.computermuseum.it/ Виртуальный музей MouseSite знакомит посетителей с историей создания манипулятора «мышь». На английском языке. https://sloan.stanford.edu/MouseSite/MouseSitePg1.html Подборка статей и ссылок по истории компьютеров Baby и Mark 1, созданных в 1948-1949 гг. в Манчестерском университете. На английском языке. https://www.computer50.org/index.html Сайт Музея истории компьютеров в г. Маунтин Вью, шт. Калифорния, США. На английском языке. https://www.computerhistory.org/. Это один из самых больших компьютерных музеев мира, в котором собраны оригинальные образцы техники, такие, как один из первых Apple (с подписью создателей), первые ламповые машины, PDP, несколько суперкомпьютеров CRAY. Есть даже некоторые первые советские персональные компьютеры. Сайт The Machine Room содержит сведения о более чем 1200 устаревших моделях компьютеров – персональных и не только. https://www.machine-room.org/ Виртуальный музей истории Интернета. Множество уникальных материалов – к сожалению, только на английском языке. https://livinginternet.com/

Музей советских игровых автоматов (Москва и Санкт-Петербург)

https://15kop.ru/

Название говорит само за себя — это павильон с десятками советских игровых автоматов. По ощущениям это в меньшей степени музей, и в большей — игровой зал. И в отличии от музея Яндекса — Санкт-Петербургская версия является полноценным заведением, а не мини-версией. Также имеется отдельная экспозиция игровых консолей.

Антимузей компьютеров и игр в Екатеринбурге

Музей компьютеров и игр

Здесь очень много интересных экспонатов, но имеется нюанс: для самостоятельного изучения на постоянку включена примерно половина коллекции. Вторая половина наиболее старых и хрупких экспонатов включается только на экскурсиях, которые проводятся по заказу. К тому же, места для всех экспонатов не хватает, поэтому происходит периодическая ротация коллекции. Имеется уголок с большинством известных игровых консолей. Сюжет про это музей снимали и показывали даже на американском канале CBS.

Музеи компьютеров в европейских странах (по алфавиту):

3. Венгрия, Сегед, Коллекция Компьютерного общества Джона фон Неймана

Адрес:Szeged, Kálvária Sgt. 23Как попасть:Часы работы:терминалами Videotonнеймановской или Принстонской архитектуры ЭВМКоллекция Компьютерного общества Джона фон Нейманакомпьютер Primo

4. Германия, Киль, Музей компьютеров при Институте прикладных наук Киля.

Адрес:Sokratesplatz 1, 24149 KielКак попасть:Часы работы:логарифмические линейки Альберта НестлераКонрад ЦузеМузей компьютеров

10. Испания, Касерес, Музей компьютерной истории

Адрес:San Juan Square, 13, Lower Left. 10.003 CáceresКак попасть:Часы работы:11. Испания,Музей информатики Гарсиа СантесмасесаАдрес:C / Professor José García Santesmases 9, 28040 MadridКак попасть:Часы работы:Музейпионера ИТ в Испании12. Италия,фонд «Музей компьютера»Адрес:Via per Occhieppo, 29, 13891 Camburzano (Biella)Как попасть:заполнив формуЧасы работы:отдельный материалOlivetti Programma 101фонда «Музей компьютера»13. Италия,Музей-лаборатория TecnhologicamenteАдрес:Piazza San Francesco d’Assisi 4 10015 Ivrea (TO)Как попасть:Часы работы:ArduinoOlivetti14. Латвия,Музей компьютеровАдрес:Dailes iela 26, Peltes, Siguldas pagasts, LV-2150Как попасть:Часы работы:частный музей персональных компьютеров15. Нидерланды,Bonami Games and Computers MuseumАдрес:Ossenkamp 4, 8024AE ZwolleКак попасть:Часы работы:Bonami Games and Computers Museum16. Польша,Музей истории компьютеров и информатикиАдрес:Plac Sejmu Śląskiego 2 Katowice, вход с ul. SIenkiewicza 28Как попасть:Часы работы:ЕС ЭВМАКАТ-117. Португалия,Музей коммуникацийАдрес:Fundação Portuguesa das Comunicações, Rua do Instituto Industrial, 16, 1200-225 LisboaКак попасть:Часы работы:Музея связи18. Украина,Software and Computer MuseumАдреса:Киев, ул. Саксаганского 40/85, б/ц «ДНК»Как попасть:Часы работы:академика Лебедеваодну из первых в континентальной Европе ЭВМакадемик ГлушковМузея программ и компьютеров19. Финляндия,VapriikkiАдрес:Tampere, Tampella area, Alaverstaanraitti 5Как попасть:Часы работы:Nokia 3310Ваприикки20. Финляндия, Адрес:Как попасть:Часы работы:21. Швейцария,Музей БолоАдрес:EPFL — Building INF, Station 14, 1015 LausanneКак попасть:Часы работы:22. Швеция,Datamuseet IT-ceumАдрес:c/o Östergötlands museum, Raoul Wallenbergs plats, 581 02 LinköpingDatamuseet IT-ceum

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Работатека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: