Адаптивность

Почему умение приспосабливаться столь важно для учителя?

Как и наша жизнь вне школы, так же и наша рабочая жизнь — и особенно будни учителей — полна изменчивых, новых и неопределенных ситуаций. К примеру, на работе мы постоянно:

  • имеем дело с разными студентами, на которых должны реагировать должным образом;
  • сталкиваемся с неожиданными ситуациями в классе или изменениями в расписании, в которых нам нужно ориентироваться;
  • общаемся с новыми коллегами, учениками и родителями;
  • интегрируем новые и изменчивые знания, полученные во время профессионального обучения, в собственную практику преподавания.

Все эти ситуации требуют от нас адаптации, чтобы успешно ориентироваться в них. Адаптация может заключаться, например, в корректировке темпа урока для лучшей вовлеченности студентов, чтобы минимизировать разочарование, когда урок идет не по плану, или адаптировать свой подход к сотрудничеству, чтобы хорошо работать в паре с новым коллегой.

Кроме того, в связи с постоянным развитием технологической индустрии, мы, учителя, должны быть в состоянии идти в ногу с инновациями, которые могут быть полезны для наших студентов. Мы должны знать, как использовать новые технологии и инструменты в лучших интересах наших студентов. А это может потребовать изменения способа преподавания, например, определенной темы и, возможно, ежегодно!

Когда преподаватели обладают хорошими навыками адаптивности, они, как правило, даже лучше чувствуют себя. А это в свою очередь отражается на достижениях студентов.

Что такое DELTA Module 2 и как его сдают?

Рассказываем

Психологические теории и школы

Выделяются 2 формы приспосабливаемости личности в аспекте редукции психического напряжения – активное взаимодействие с социальной средой и пассивное. Первое называется анапластическим типом адаптации и наилучшим образом способствует совершенствованию индивида.

Пассивное или конформное взаимодействие предполагает принятие ценностных ориентиров социальной группы и именуется аутопластическим подходом.

Интеракционистская психологическая школа выделяет следующие типы адаптации в аспекте социально-экономического взаимодействия:

  • внеличностный;
  • ситуативный;
  • индивидуальный;
  • общий.

Такая классификация характеризуется высоким уровнем обобщения при отсутствии содержательных критериев, отражающих эффективность адаптационного процесса. Интеракционистская школа – направление американской психологии, культурологии и социологии, изучающее символическое взаимодействие личности с обществом.

Ее адаптационная теория дополняется исследованиями российского психолога и общественного деятеля А. Д. Реана, проведенными в 2004 году. Истинное приспособление, по его мнению, заключается в взаимном изменении себя и окружающей среды.


Адаптация. Что это в психологии

Школа аналитической психологии, базирующаяся на исследованиях Фрейда и Юнга, трактует адаптацию личности в рамках общественного сознания. Это своеобразная теория коллективного разума, которая гласит, что поведенческие реакции индивида формируются под воздействием социального окружения.

Британская антропологическая школа прикладной психологии проводит параллель развития психических процессов современного человека с примитивными верованиями, представлениями о нравственности и обычаями различных социально обособленных групп.

Австрийская психологическая школа выдвигает адаптационную теорию целостности сознания отдельной личности, которая определяет успешность ее приспособления к новым условиям существования.

Управление классом

Младшие школьники имеют более короткий промежуток внимания, чем взрослые, а также могут иметь проблемы с поведением. Последняя проблема, за очень небольшими исключениями, полностью отсутствует на уроках со взрослыми учениками, и потому требует от учителя использования ряда инструментов и приемов, чтобы предотвратить это.

Конечно, плохим поведением можно управлять с помощью применения наказания, которое может быть особенно эффективным, если оно предполагает давление сверстников. Однако наказание не должно являться основной стратегией. Если поведением управлять положительно, все остальное станет на свои места и студент научится, независимо от того, какую методику или подход мы используем.

В результате этого, учителю, работающему с младшими школьниками, остается использовать похвалу и вознаграждения.

Следующая техника управления классом, которой располагает учитель младших классов, — это использование stir and settle activities. Если младшие школьники отвлекаются или достигнута максимальная концентрация их внимания, необходимо применить stir activities: требующие движения, устное задание, игры или соревнования. Цель этих задач — восстановить интерес к уроку

И наоборот, если студенты становятся шумными и непокорными, необходимо применить settle activities: такие, которые уменьшают взаимодействие через внимание, например, рисование, чтение или даже письмо. Умиротворяющая деятельность должна успокоить класс, и возобновить обучение

В конечном счете, с точки зрения управления классом, важно помнить о важности размещения деятельности и задач в младшего школьника. Если задача слишком легкая, студенты, скорее всего, будут скучать, чувствовать себя немотивированными и даже не будут выполнять ее

Если деятельность слишком сложная, она, вероятно, будет вызывать тревожность, и опять же студенты будут демотивированные.

Принципы адаптивности в психологии

Психология рассматривает каждого человека как существо, которое склонно к адаптации. Выделяют три принципа адаптивности в психологии:

  1. Гомеостатический. В данной концепции предполагается, что организм человека запрограммирован только на одну цель – сохранение равновесия в имеющихся условиях. Где бы человек ни находился, его организм будет искать те варианты, где он сможет быть спокойным и здоровым, функционировать. Человек на психологическом уровне устремлен на восстановление равновесия с собой и с окружающим миром за счет принятия самого себя, несмотря на помехи и помощь социума.
  2. Гедонистический. В данной концепции человек исходит из принципов удовлетворения своих желаний. В какую бы среду он ни попадет, все его действия будут направлены на удовлетворение или выгоду. Вместе с тем отмечаются случаи самопожертвования или героизма, а также ситуации, когда человек действует в интересах общества, целой группы, а не самого себя (например, на работе).
  3. Прагматический. Данная концепция рассматривает человека как разумного и логичного существа. Здесь человек действует, исходя из желания достичь максимального эффекта или результата за счет приложения минимальных усилий. Самым интересным становится то, что человек воспринимает даже не самые разумные идеи за логичные, если они ему помогают в достижении цели.

Если быть внимательными, то можно заметить, что сначала возникает цель, которой уже и подчиняется человек. Целями являются:

  • Самосохранение, выживание, здоровье, гармония.
  • Удовлетворение и ощущение счастья.
  • Достигнутые цели с минимально затраченными усилиями.

Все эти направления реализовываются людьми в условиях окружающего мира, который диктует свои правила и нормы. Если человек живет по тем принципам, которые установлены в обществе, тогда достигать целей ему будет легко, хотя и не всегда эффективно. Если же человек ставит индивидуальные цели, которые в некотором смысле не соответствуют общественным, тогда он будет вынужден искать неизведанные способы их достижения. Общество либо будет мешать, либо помогать в данном случае.

Что такое адаптивность?

Адаптивность является широким понятием, а не просто качеством человека. Абсолютно все люди являются адаптивными. Отличается лишь то, каким образом люди адаптируются к условиям жизни и насколько успешными являются эти модели и стратегии, которые человеком были выбраны. Что такое адаптивность? Это качество личности, которая изменяется и варьируется в своем мировоззрении и поведении, в зависимости от условий внешней среды.

Человек не живет в стабильных условиях жизни. Мир постоянно меняется. Меняются законы государства, общество становится другим, в природе могут возникать различные непредвиденные погодные катаклизмы и пр. Уже переезд человека на новое место жительства ставит его в новые условия. Первое попадание в детский садик или школу, первый приход на работу, где необходимо знакомиться с новыми людьми. Даже первый опыт ведения семейной жизни.

Можно сказать, что умение достигать поставленных целей – это способность человека адаптироваться к тем условиям, в которых он проживает или находится. Эти условия могут меняться. Если человек способен быстро перестроиться под новые обстоятельства и найти такие способы дальнейшего поведения, которые помогут ему и дальше достигать своей цели, тогда он будет успешным человеком.

Это отличается от поведения индивида, который не достигает целей. Отсутствие желаемого говорит либо о том, что человек не слишком его желает, либо о том, что он просто плохо адаптируется к новым условиям жизни.

  • Наиболее адаптивным человек является в детстве, когда он еще ничего не знает и не умеет. Все, чему он учится, соответствует тем условиям, в которых он проживает.
  • Наименее адаптивным человек становится с годами. Чем старше человек, тем менее он адаптируется. Это больше связано с менталитетом, который гласит о том, что более старшие люди являются мудрыми и опытными. На самом деле люди, которые уже достигли своего пенсионного возраста, наработали те навыки, которые были более-менее эффективны в тех условиях, в которых они вырабатывались. Если время изменилось, нравы в обществе поменялись, тогда опыт старшего поколения может быть бессмысленным и мало эффективным.

Если понаблюдать, то пожилые люди достаточно часто вспоминают о тех годах, когда они сами были молодыми, о тех ценах, которые тогда существовали, о тех нравах в обществе, которые тогда наблюдались. Если человек не желает меняться и приспосабливаться к условиям современного мира, тогда он начинает вспоминать о прошлом, полагая, что тогда жилось лучше. На самом деле человек просто умеет жить в других обстоятельствах жизни, а не в тех, которые бытуют сейчас.

Так, выделяют людей с:

  • Низкой адаптивностью.
  • Высокой адаптивностью. Она позволяет человеку не бояться жить в постоянно меняющемся мире, поскольку он всегда готов меняться, пересматривать свои привычки и взгляды, жить по-новому, обучаться и т. д.

Адаптивность происходит на трех уровнях:

  1. Биологическом – способность человека следить за своим здоровьем и находить способы его сохранения в любых условиях окружающего мира.
  2. Социальном – наработка навыков и умений человека существовать с другими людьми, анализировать ситуации, быстро меняться, находить выходы из конфликтных событий, находить общий язык с людьми и пр.
  3. Психологическом – умение человека сохранять внутренний баланс и равновесие, независимо от окружающий условий жизни.

Зачем нужен адаптивный сайт

Технологии развиваются стремительными темпами, производители техники не отстают от них. Смартфоны, планшеты, телевизоры, другие электронные устройства, подключаемые к сети интернет, выпускаются на любой вкус и бюджет, вариантов размера экрана множество.

При этом потребление контента увеличивается в геометрической прогрессии. В борьбе за клиента владельцы сайтов используют все средства и методы. В частности, на этапе разработки закладывают возможность корректного отображения своего веб-ресурса на различных устройствах.

Процент устройств, позволяющих просматривать информацию онлайн растет с каждым годом. Разнообразие форматов и разрешений усложняет процесс разработки в целом, дополнительные требования приходится учитывать на всех этапах: дизайнерам, и верстальщикам, и программистам.

Концепция адаптивного дизайна позволяет оптимизировать процесс, поскольку не нужно создавать несколько вариантов сайтов, как это было ранее, например, с мобильными версиями. В том случае проектировался отдельный набор функций на отдельном поддомене.

Старые сайты нуждаются в доработке и разнообразные подходы к адаптивности позволяют это реализовать. Главное, правильно оценить масштабы на старте, в ряде случаев проще, быстрее и дешевле использовать новые дизайн-макеты и шаблоны. Если ваш фирменный стиль не является узнаваемым брендом, зачастую к переделке подталкивает еще и факт, что он морально устарел. И ребрендинг, как этап перехода на новый уровень никто не отменял. Адаптивный сайт- это мощный инструмент для вашего бизнеса.

Существуют сервисы для проверки, насколько сайт соответствует требованиям адаптивность.

Более того, на сегодняшний день самые крупные поисковые системы Google и Яндекс учитывают этот параметр при ранжировании веб сайтов. Поскольку юзабилити, навигация являются одними из обязательных факторов оценки качества сайта. Скорость загрузки информации, а в случае с оптимизированными изображениями она падает, нечитабельный текст и искаженные слишком мелкие или не помещающиеся в экран элементы затрудняют поиск информации и попросту приводят к росту отказов – пользователь закрывает страницу. Это поведенческие факторы, которые также сказывается на позиции в поисковой выдаче.

Для владельцев сайтов техническая терминология и параметры ранжирования- не совсем понятные и осязаемые критерии. Но им достаточно понимать, как это сказывается на динамике посещаемости. Во многих сферах доля трафика с мобильных устройств трафика сопоставима и даже превышает десктопный. С этим нужно считаться. Встретить разработчиков, которые не предлагают адаптировать интернет-сайт, можно все реже, но ориентироваться в этом вопросе для контроля процесса не помешает.

Какие существуют принципы адаптивности?

На каких принципах базируется адаптивность?

  1. На гомеостатическом – когда человек стремится к равновесию своего внешнего и внутреннего мира. В каких бы условиях человек ни жил, он всегда будет стремиться к тому, чтобы сохранять равновесие, спокойствие. Если обстоятельства будут меняться, то человек будет меняться вместе с ними в том направлении, где он снова будет ощущать себя более-менее сбалансированно, спокойно.
  2. На гедонистическом – когда человек стремится в любой ситуации получить как можно больше удовольствия и уменьшить количество страданий, особенно избежать отрицательных эмоций. Так, даже в плохой ситуации человек желает найти нечто полезное для себя, чтобы снизить уровень своего страдания.
  3. На прагматическом – когда человек желает затрачивать как можно меньше усилий, получая при этом как можно больше выгоды для себя. Человек по своей сути ленивое существо. Поэтому он готов принять абсолютно немыслимое решение и считать его правильным, если оно позволяет ему получать максимальную выгоду, затрачивая на это минимальное количество усилий.

Социальная адаптивность

Человек проживает в социуме, соответственно, вполне естественной становится необходимость приспособления к нему. Это называется социальной адаптивностью, при которой формируются определенные навыки самоконтроля, самообслуживания и контактов с окружающими людьми.

Все по-разному адаптируются к окружающему миру. Одни люди изолируются с целью того, чтобы сформировать свою маленькую среду, которая будет больше подчиняться их влиянию и правилам. Люди, которые больше и чаще пребывают в обществе, обладают приспособленческими навыками, когда они не диктуют, а подчиняются.

Человек на протяжении жизни меняет среду своего обитания и образ жизни, что требует от него социальной адаптации. К примеру, смена работы требует знакомства с новым коллективом, правилами и нормами. Человек вынужден подчиняться новым обстоятельствам, меняя свою модель поведения в зависимости от появившихся задач.

Человек может менять место своего проживания. Особенно стрессовой становится ситуация, когда индивид уезжает в другую страну. Еще больший стресс возникает в ситуации вынужденной смены жительства в результате войн, катаклизм, изменений климата и т. д. Именно в таких случаях проверяются способности человека, его скорость адаптации.

Еще одним «переломным моментом» является вступление в брак или развод. Каждый раз человек вынужден менять свой привычный уклад, по которому он жил до данных событий.

Люди приспосабливаются по-разному. В случае, когда не получается адаптироваться, человек выбирает одну из следующих направлений:

  1. Девиантное поведение – приспособление за счет поступков, которые противоречат нормам и законам общества.
  2. Патологическое поведение – адаптация за счет поступков, которые исходят из расстройств психики.

Основным цивилизационным механизмом воздействия на каждую личность является право. Цивилизация заинтересована в своем развитии, что требует от каждого человека изменений и новых умений. Государство требует от человека адаптации к его установленным правилам и нормам, а иначе ему грозит изгнание.

Методы управления

Адаптация – это в психологии процесс приведения эмоциональных реакций и умственной деятельности человека в соответствие к социальным стандартам и требованиям среды обитания. Она поддается управлению специальными способами, разработанными ведущими специалистами отрасли.

Метод проб и ошибок

Американский психолог и педагог Эдвард Ли Торндайк в 1898 году предложил управлять адаптацией личности в социальной среде или трудовом коллективе эмпирическим способом, используя врожденные способности человека к перебору вариантов действий.

Метод заключается в решении жизненных задач с применением накопленного опыта и попутным приобретением нового в процессе преодоления трудностей. Согласно этой теории, на достижение каждой следующей цели тратится времени, усилий и ресурсов меньше, чем на предыдущую.

Методика нашла широкое применение в развитии адаптационного механизма школьников, студентов и других социальных групп. Преимущество способа заключается в том, что ему не требуется учиться. Способность к поиску вариантов решения проблемы заложена в каждом человеке изначально.

Формирование поведенческих реакций

Этот метод предусматривает развитие мотивационной составляющей и систему поощрений, которая стимулирует дальнейшее совершенствование личного адаптационного механизма. Такой способ управления приспосабливаемостью индивида разработан представителем бихевиористской психологической школы Дж. Уотсоном.

Он рассматривал систему «стимул-реакция» в качестве механизма формирования новых форм поведения в определенной социальной среде. Уотсон категорически заявлял о решающей роли воздействия окружения на выработку психологического типа и модели поведения.

Наблюдательный способ

Теория, выдвинутая французским психологом и нейропсихиатром Анри Валлоном, предусматривает управление адаптацией путем создания удобных для наблюдения и анализа условий.

По мнению автора, помещение индивида в новую социальную среду вынуждает его подсознательно присматриваться к поведению окружающих и невольно подражать ему. Так происходит интеграция личности в общественную группу.

Подобный тип адаптации называют латентно-пассивным. Это в психологии – частое явление, свойственное людям флегматичного темперамента. Большая часть получаемой от внешнего мира информации, по мнению автора теории, воспринимается на подсознательном уровне, что играет ключевую роль в выработке общепринятых норм поведения.

Формы проявлений

Основной, самой продолжительной и сложной адаптацией считается приспосабливаемость к новому социальному окружению и изменившимся общественным условиям. Это активная форма развития личность, в рамках которой ощущается взаимное влияние человека и среды обитания.

Важное проявление такой адаптации – характер взаимодействия, который включает коммуникативные нюансы, индивида с окружающими людьми. Успешное приспособление к изменившимся условиям означает способность личности вести жизнедеятельность в новой социальной среде

Адаптационный механизм на психологическом уровне может приобретать различные формы и проявления. Это определяется персональными эмоциональными и физиологическими характеристиками человека. Адаптация проявляется изменением взглядов и поведенческих реакций на ситуативные раздражители.

Социальная адаптивность

Адаптивность на социальном уровне считается одной из главных, поскольку человек живет в социуме, в котором он должен интегрироваться, что приведет к развитию:

  • Самосознания.
  • Навыков самообслуживания.
  • Самоконтроля.
  • Адекватного поведения с людьми.

Обычно человек двумя способами приспосабливается в социуме:

  1. Самоизолируется и преображает маленький мирок под собственные нужды.
  2. Выходит в социум и начинает взаимодействовать с людьми, налаживать с ними общий язык, поддерживать контакты, приобщаться к общественным традициям и правилам.

У человека постоянно возникают ситуации, когда он должен адаптироваться: смена места жительства, смена учебного заведения, попадание в новый коллектив людей, смена работы и пр. Каждый раз человек должен отказываться от привычного и приспосабливаться к новым условиям. Здесь он проявляет высокую или низкую адаптивность.

Низкая адаптивность сопровождается стрессом, когда человеку нужно много времени уделить тому, чтобы привыкнуть к новым условиям жизни. Человек не способен быстро прощаться с прошлым и смиряться с новым, настоящим. Нередко человек желает вернуться к прошлому, поскольку даже не старается приспособиться к неизведанному.

Высокая адаптивность помогает человеку менее стрессово перенести необходимость привыкать к чему-то новому. Человек просто смиряется с фактом неизбежного возникновения новых обстоятельств и необходимости привыкать к ним, учиться в них жить и достигать желаемого внутреннего и внешнего равновесия.

Если человек не адаптируется к социальной среде, тогда у него развивается поведение:

  • Девиантное – когда он старается противоречить установленным законам и правилам, жить по-своему, нередко причиняя вред или ущемляя свободу других людей.
  • Патологическое – когда формируются новые модели поведения, которые не вписываются в социально приемлемые, при этом кажутся странными, ненормальными, отклоняющимися от здоровой.

Человек живет в социуме, в котором бытуют свои традиции, устои, права и законы. Каждый человек должен их придерживаться, знать и соблюдать. Существуют строгие разграничения между дозволенным и недозволенным, принятым и неприятным, плохим и хорошим. Если человек хочет адаптироваться, тогда он должен знать, как живет общество, и соблюдать все приемлемые формы поведения и мышления.

Адаптивность – это сознательная способность человека подогнать свою психику и способы мышления под те шаблоны, которые существуют в социуме, чтобы получить поддержку, уважение и понимание со стороны окружающих людей. Это не предполагает полное подчинение человека к социуму. Здесь понимается лишь изменение себя на тех уровнях, где это требуется, с сохранением своего «Я», желаний, мыслей, взглядов и пр.

Примеры поведения:

Общий

  • готов изменить свой распорядок
  • не является жестким
  • не смущается приспосабливаться, отказываясь от своей индивидуальности

Оперативный

  • адаптирует свои методы, когда требуется
  • не требует большого количества времени для адаптации к новой задаче
  • продолжает работать эффективно, когда задачи внезапно меняются
  • легко приспосабливается к новым условиям работы с другими правилами
  • легко переключается на другие стандарты и ценности

Тактический

  • легко приспосабливается к различным задачам и требованиям после слияния или поглощения
  • способен развивать профессиональные отношения с коллегами и клиентами из разных культур, религий и с разными особенностями характера
  • корректирует свои планы и цели, если это выгодно
  • приводит свой стиль поведения к определенной норме в другой среде; старается не выделяться
  • легко адаптирует планы и схемы, когда это необходимо

Статегический

  • следует правилам и воззрениям, соответствующим его/её новой позиции, как внутри организации, так и за её пределами
  • действует в соответствии с особенностями культуры и следует установленным правилам
  • корректирует собственное мнение и цели для достижения общих целей
  • открыт для различных норм, ценностей и правил, без потери чувства идентичности
  • легко выделяет в различных ситуациях и контекстах важные культурные составляющие и действует в соответствии с ними
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Работатека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: