«Кинематографические» композиционные приемы
Один день содержит в этом произведении сгусток судьбы человека, выжимку из его жизни. Нельзя не заметить высокую степень детализации: каждый факт в повествовании дробится на мелкие составляющие, из которых большая часть подается крупным планом. Автор использует «кинематографические» композиционные приемы. Он скрупулезно, необыкновенно тщательно следит за тем, как перед выходом из барака его герой одевается или объедает до скелета мелкую рыбешку, попавшуюся в супе. Отдельного «кадра» удостаивается в повести даже такая, на первый взгляд несущественная гастрономическая деталь, как рыбьи глаза, плавающие в похлебке. В этом вы убедитесь, прочитав произведение «Один день Ивана Денисовича». Содержание по главам этой повести при внимательном чтении позволяет найти множество подобных примеров.
Образ Райского
В окончательном варианте Борис Райский — по-прежнему человек художественно-творческого склада. В русской литературе трудно найти другие примеры столь же прозорливого, подробного и внимательного изображения личности этого типа. Уже в детстве оказалось, что Райский какой-то иной, чем прочие люди. Этому герою свойственны необыкновенная наблюдательность в сочетании с неумением логически последовательно мыслить в простых ситуациях, когда прочим детям это дается без затруднения, зато он способен иногда каким-то невероятным озарением, нетривиальным путем («путем сверкающей в голове догадки») добраться до результата раньше других.
Именно Райский со специфическими особенностями его личности избирается Гончаровым на роль героя, вокруг которого выстраивается многогранный сюжет «Обрыва» — и его петербургские, и его волжские перипетии. В город на Волге Райский приезжает дважды. В первый раз — юношей. Гончаров, мало уделявший внимания пейзажным описаниям в первых двух романах, в «Обрыве» вдруг оказывается мастером словесной живописи. Эту грань его писательского таланта помогает здесь выявить, несомненно, то, что описываются родные места самого автора:
Посетитель Пенкин
Не прошло и часа после предыдущего визитера, как перед хозяйской кроватью оказался худощавый господин, одетый с ярко подчеркнутой небрежностью. Персонаж являлся начинающим литератором, автором многочисленных статей и рассказа «Как городничий бьет мещан по зубам».
Он приверженец реалистического направления в литературе, поддерживает обличение общественных пороков в злых и насмешливых формах. Стоит за открытые нападки на «голую физиологию» проблем общества без дополнительного углубления в причину их появления. Хотя их мнения об общественных трудностях сильно расходятся, относится к Илье Ильичу дружелюбно и по-приятельски.
Обломов жалеет и его, считая, что тот живет скорее, как машина, обязанная менять свои убеждения, насиловать натуру, чтобы беспрерывно писать в любое время дня без всякого отдыха, тратить свои способности и мысли на один лишь хлеб насущный, это ли не мучение для творческого человека, а он не видит.
Композиция
Строение рассказа продиктовано его содержанием и временными рамками описываемых событий. Сначала А. Солженицын рассказывает о подъеме в пять часов утра. Это и есть экспозиция, которая переносит читателя в лагерный барак и знакомит его с главным героем.
Развитие событий – все передряги, в которые Иван Денисович попадает за день. Сначала его застают лежащим после «подъема», потом отправляют мыть полы в надзирательской. Разговоры с Алексеем баптистом и сговор с заключенным, получившим богатую посылку, тоже относятся к развитию событий.
Кульминаций в произведении минимум две – эпизод, когда надзиратель ведет Шухова отбывать наказание и сцена, где Цезарь прячет еду от надзирателей. Развязка – отбой: Шухов засыпает, понимая, что прожил день счастливо.
Отношение к хозяину
С хозяином квартиры так же груб, как и с остальными. Он берет у него вещи, деньги и даже не думает их возвращать. Принимает угощения, словно так и должно быть, без малейшего намека на благодарность. А когда Илья просит Михея о помощи в его трудном деле с письмом, тот решается открыто шантажировать Обломова, совершенно забыв об уважении к своему благодетелю.
В течение всего повествования Тарантьев пытается бесчестно обмануть приятеля, пользуясь его доверчивостью и добротой. В надежде поживиться за счет Обломова, он придумывает мошенническую схему. Она способна вытянуть из героя огромные деньги.
В основном Михей Андреевич выполнял роль кричащего, шумящего развлечения для героя, которому лень проявлять признаки жизни самому. Кроме того, он мог посоветовать что-нибудь полезное, лишая домоседа необходимости в очередной раз думать.
Сочинение по роману Гончарова «Обрыв»
В отличие от «Обломова» «Обрыв» (1869) уже не является «монографическим» романом. Невозможно сказать, кто является его главным героем: Райский или Марк Волохов, бабушка или Вера. Первоначально в центре романа был Райский — дилетант, свободный служитель искусства, а сам роман назывался «Художник». И в окончательном варианте Райскому уделено много внимания. Он в значительной степени определяет не только композицию, но и стиль произведения. Райский, увлекающийся не только живописью, но и литературой, собирает материал для своего будущего романа. Таким образом, «Обрыв» становится в известной степени «романом о .романе». Нередко лица и события рисуются Гончаровым как бы через восприятие этого героя, автор на многое смотрит его глазами, и тогда возникает романтическая стилистика повествования, естественная для романтика Райского, но не свойственная реалисту Гончарову (такой напряженный, напыщенный стиль он сам высмеивал некогда в «Обыкновенной истории»).
Собирание Райским материалов для своего романа оправдывает появление на страницах «Обрыва» различных картин жизни столицы и русского провинциального захолустья, внешне случайных и разрозненных, но служащих в конечном счете фоном, на котором развертывается история главных действующих лиц произведения. Ведущей проблемой, которая отразилась во всем творчестве Гончарова, было соотношение «нового» и «старого» в историческом развитии. Писатель стремился уяснить как положительное, так и отрицательное и в старом, патриархальном укладе, и в новом, который идет ему на смену. В «Обрыве» конфликт старых и новых начал на одном из переломных этапов русской жизни был центральным. Наиболее остро он отражен в образе Веры. Вере уже становится тесно и неловко в старых формах жизни. Это глубоко самобытная натура с пытливым умом, жаждой личной свободы и независимости.
Райский — либерал, противник крепостного права, человек высокой культуры — не в состоянии все же раскрыть перед ней новые перспективы (если не считать его попыток внушить ей свое учение «о страсти»). Не принимает она и «новой правды» Марка Волохова, потому что его теории разрушают те нравственные устои, вековые традиции, которые остаются для нее незыблемыми. Увлечение Волоховым привело Веру к обрыву, падению, а затем глубокому раскаянию, пониманию бесперспективности этого пути. Марк Волохов представлен в романе как материалист, атеист, ниспровергатель утвержденных веками бытовых и нравственных норм. У Гончарова ранее таких героев не было. Волохов вносит живую струю в затхлую жизнь провинциального общества. Но писатель создает в значительной степени сниженный, отчасти даже карикатурный образ демократа. И не случайно передовая критика (М. Е. Салтыков-Щедрин и др.), отрицательно оценивая роман Гончарова, упрекала писателя за попытку представить Волохова с его цинизмом, проповедью «любви на срок» и тому подобным в качестве типического представителя молодого поколения.
Райскому и Волохову в «Обрыве» противопоставлен Тушин — заволжский помещик и одновременно предприниматель. Однако здесь Гончарова постигла творческая неудача. Честность, деликатность, доброта этого героя лишь декларируются писателем, а не раскрыты в действии. Он еще более схематичен, чем Штольц. Идеализация Тушина была прямым отступлением от жизненной правды. Зато живой и правдивой получилась у Гончарова бабушка, которая в сознании Райского превращается в символ всей России.
«Обрыв» — самый неровный из романов Гончарова. Но и в нем ярко отразились многие стороны русской действительности, дана широкая картина идейных споров, исканий молодого поколения, стремящегося найти свой ответ на вечные вопросы о старой правде и о преемственности как законе развития. В последние годы жизни Гончаров написал несколько литературно-критических статей и в их числе «Мильон терзаний» — лучшее, что было создано в дореволюционную пору о комедии Грибоедова «Горе от ума». Своеобразна статья «Лучше позже, чем никогда» (1879). Это комментарий писателя к своим произведениям и имеете с тем исповедь перед читателями. Отстаивая реалистический принцип изображения жизни, Гончаров утверждал важнейшее значение литературы в нравственном воспитании читателей. «В наши дни — писал он,- когда человеческое общество выходит детства, заметно зреет, когда науки, ремесла, промышленность делают серьезные шаги, искусство отставать от них не может. Оно тоже имеет серьезную задачу — это довершить воспитание и совершенствовать человека».
Краткий пересказ
Образы гостей
Волков – первый посетитель. Он рассказывает Обломову о своей жизни, делясь подробностями о том, что она полна различных мероприятий и праздников. Волков – веселый и модный человек, который ведет праздный образ жизни.
Второй посетитель – Судьбинский. Это бывший сослуживец Обломова, который, в отличие от главного героя, ценит свою службу и свое положение в обществе.
Пенкин – третий посетитель Обломова. Это писатель, который пишет обо всем подряд. Пенкин часто работает над произведениями, даже по ночам, что говорит о том, что его творчество пусто и продажно.
Четвертый гость Обломова – Алексеев. Это никем не заметный человек, имя которого даже никто не запоминает. Алексеев привык к тому, что его называют то Васильевым, то Андреевым. Герой является таким человеком, который привык подстраиваться под других людей.
Тарантьев – пятый посетитель главного героя. Это грубый и недоброжелательный чиновник, любящий поскандалить с окружающими людьми. Тарантьев пользуется доверчивостью Обломова и пытается завладеть его деревней.
Михей Андреевич
Парад гостей продолжил Тарантьев. Смотрел он на всё с крайней угрюмостью и с нескрываемым презрением, готовый запросто сорваться и нагрубить каждому, кто к нему обратится. Это касалось и близких приятелей, которые, даже приняв его у себя дома и приятно угостив, обязательно будут вознаграждены своей порцией невежества и недовольства, словно они остались ему чем-то обязаны.
Вместе с тем, Михей Андреевич был бойкого и хитрого свойства ума. Когда у кого-то возникает житейский или юридический вопрос, он тотчас поэтапно объяснит, что и как нужно сделать. Приведя теорию, он сможет с легкостью опытного умельца доказать правильность своих слов. Однако стоит только завести речь о практическом применении навыков, как на него сразу ложится какая-нибудь болезнь, недомогание разной степени тяжести, а может он и вовсе лишится всего свободного времени по какой-то неведомой причине.
Внешность его была такова:
- выше Обломова;
- крупное и широкое телосложение;
- неопрятный в одежде.
Все эти и многие другие способности в нем воспитал его отец, бывший при жизни подьячим. Когда начиналась новая пирушка с братьями по профессии, отец юного Михея Андреевича усаживал его подле себя. В том тонком кругу и развивался ум Тарантьева.
Из Михея Андреевича мог бы вырасти отличный делец и крючкотворец, если бы отец рано не скончался, так и не проводив свое дитя в мир хождения по чужим, не всегда праведным и честным делам. Но судьба распорядилась иначе. Оставшись без отца, Тарантьев нашел своего благодетеля, забросившего его на должность писца в Санкт-Петербурге, где он остается и поныне, ненавидя свою профессию с одной лишь надеждой перевестись на службу по винным откупам.
Пример декабрьского сочинения 2022-2023
В течение своей жизни человек ставит перед собой различные цели. Это может быть что-то из разряда стать богатым, заработать много денег, прославиться. Но не кажутся ли эти цели слишком кощунственными? Как же разобраться, какие цели по-настоящему благородны? У каждого человека есть семья, друзья, близкие, родные. Мы должны заботиться о них. В нашей стране столько бездомных людей или лиц, которые попали в сложные ситуации, – почему бы не поставить перед собой цель помочь хотя бы чем-то таким людям. Множество пенсионеров, ветеранов, за которыми нужно ухаживать и заботиться – вот какие цели должны быть первоочередными. Благородные цели всегда подразумевают заботу о близких. Чем больше мы помогаем, тем больше мы получаем. Добро всегда возвращается к каждому человеку.
Способность к самопожертвованию и милосердию, желание помогать людям – вот самая благородная цель в жизни человека. Этим проблемам многие писатели и поэты посвящали свои произведения.
Так, героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является олицетворением чистоты. Сонечка Мармеладова думает не о себе, а о жизни своих близких. Она готова ради них на все. Героиня идет по «желтому билету», чтобы спасти свою семью от голода. Соня фактически переступает через саму себя ради других людей. Несмотря на внешнюю бедность, героиня – внутренне богатый человек. Она намного выше и чище многих персонажей романа «Преступление и наказание». Ее цели по-настоящему благородны, потому что она думает о других больше, чем о себе. Эгоизм, присущий Лужину или Свидригайлову, не сможет принести им счастья в жизни. А любовь Сонечки к ближнему делает героиню действительно счастливой, несмотря на все ее жизненные трудности.
Герой рассказа Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор» выбирает действительно благородную цель – спасать людей. Мало того, что защищает жизни доктор Пирогов на работе, он спасает людей и в обыденное время. Когда Пирогов гуляет по парку, он встречает главу семейства Мерцаловых. Он не остается равнодушным к человеку, спрашивает, что же его тревожит. Услышав ответ, он не может не помочь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Спасение людей – его обязанность не только как врача. Доктор Пирогов понимает, что он единственный, кто готов помочь семье в этом бездушном мире. Герой не только словесно дает семейству надежду, но и помогает им материально. Поступки доктора Пирогова по-настоящему благородны, его жизненные цели отличаются чистотой и искренностью.
Таким образом, благородные цели на жизненном пути всегда связаны с милосердием, с желанием помочь все людям вокруг. Эта помощь может проявляться по-разному, однако ее наличие уже говорит о благих намерениях человека.
Главный герой
Основное действующее лицо рассказа «Один день…» — обычный крестьянин, русский мужик, осуждённый без вины. Его жизнь в лагере нельзя назвать лёгкой, но писатель, прибегая к лаконичности и неброскости, показывает, что спокойное поведение и рассудительное отношение к своей участи характерно для большинства заключённых.
Солженицын был уверен, что судьба страны зависит от того, сумеет ли каждый человек в трудные минуты не опуститься, сохранить достоинство. Его герой не так образован, как некоторые солагерники, однако он оказывает им услуги, опираясь на крестьянские привычки.
Шухов обладает врождённой нравственностью и деревенской хваткой, позволяющей разглядеть пользу в обычных предметах. Он сам сделал мастерок, складной ножик и другие приспособления, благодаря которым лагерный быт становится комфортнее. Такие особенности личности позволяют не сломаться за долгие годы, проведённые в лагере.
Безликий господин
Другим лицом, незаметно вошедшим в дом Обломова, оказался то ли Иван Иванович, либо Иван Васильевич, может быть, Андреев — сразу не угадать. Портрет Алексеева таков: лицо обезличенное, без какой-либо яркой, запоминающейся черты, которая могла бы отметиться в памяти. Эту сущность вряд ли кто-то заметит, если она окажется рядом.
Будучи мягкотелым, Алексеев может легко увязаться за случайным знакомым. Он не знает слово месть, обида или злость. Чтобы с ним не делали, он останется добр и ласков только потому, что иначе просто не умеет. История его тоже самая обыкновенная, что и рассказывать ее не стоит.
Безликий господин
Другим лицом, незаметно вошедшим в дом Обломова, оказался то ли Иван Иванович, либо Иван Васильевич, может быть, Андреев — сразу не угадать. Портрет Алексеева таков: лицо обезличенное, без какой-либо яркой, запоминающейся черты, которая могла бы отметиться в памяти. Эту сущность вряд ли кто-то заметит, если она окажется рядом.
Будучи мягкотелым, Алексеев может легко увязаться за случайным знакомым. Он не знает слово месть, обида или злость. Чтобы с ним не делали, он останется добр и ласков только потому, что иначе просто не умеет. История его тоже самая обыкновенная, что и рассказывать ее не стоит.
Посетитель Пенкин
Не прошло и часа после предыдущего визитера, как перед хозяйской кроватью оказался худощавый господин, одетый с ярко подчеркнутой небрежностью. Персонаж являлся начинающим литератором, автором многочисленных статей и рассказа «Как городничий бьет мещан по зубам».
Он приверженец реалистического направления в литературе, поддерживает обличение общественных пороков в злых и насмешливых формах. Стоит за открытые нападки на «голую физиологию» проблем общества без дополнительного углубления в причину их появления. Хотя их мнения об общественных трудностях сильно расходятся, относится к Илье Ильичу дружелюбно и по-приятельски.
Обломов жалеет и его, считая, что тот живет скорее, как машина, обязанная менять свои убеждения, насиловать натуру, чтобы беспрерывно писать в любое время дня без всякого отдыха, тратить свои способности и мысли на один лишь хлеб насущный, это ли не мучение для творческого человека, а он не видит.
Интересные факты
- Имя свое он получил случайно: по совету служителя церкви мальчика назвали именем первого попавшегося на пути человека, который был отставным военным. Он же стал крестным отцом ребенка. Кондратий был единственным из пяти рожденных в семье детей, который не умер в младенчестве.
- По семейному преданию, в детстве Кондратий Федорович тяжело заболел, и ангел, тронутый молитвой матери, помог мальчику выздороветь, однако предрек ему трагическую судьбу и смерть в молодости.
- С детства Рылеев любил книги – прочитал все, что мог, в кадетской библиотеке и многие брал у товарищей. Отец-мот не покупал книг ему самому, считая это глупой тратой денег.
- Первую свою оду пламенный патриот написал на смерть Кутузова – это было в 1813 году.
- У Кондратия Рылеева был единственный ребенок – сын, который умер в возрасте одного года.
- Поэт мог бы прожить долгие годы – после женитьбы родители супруги предлагали ему переехать в Украину. Однако юноша хотел посвятить молодость служению Родине и вместо этого отправился в Петербург, где стал не только главой Северного общества, но и одним из главных устроителей общего восстания.
Череда посещающих
На протяжении развития действия к главному герою начинают приходить самые разные люди. Посетители Обломова различаются по внешности, характерам и возрасту. Чаще всего навещают Илью Алексеев и Тарантьев. Эти 2 гостя имеют разительные отличия в поведении и характере. Один громогласный, грубый и наглый. Другой тихий, необычайно кроткий и даже робкий. Казалось бы, совершенно разные по поведению, они на самом деле имеют общие недостатки:
- неумение правильно строить карьеру;
- постоянное желание на халяву поесть.
Остальные посетители не столь часто навещают героя и не входят в близкий круг его общения. Их визиты связаны со случайными стечениями обстоятельств. Зайдя в гости на минутку, каждый из визитеров быстро понимал неуместность посещения. Сообщив какую-либо новость, все они стремились быстрее уйти из этого неуютного дома.
Для Обломова знакомые являлись неким раздражением. Он совсем не хотел возвращаться в светский мир, полный интриг и лишних действий. Даже сама мысль, что придется куда-то идти, была ему совершенно не по душе, поэтому Обломов не желает с ними встречаться, чтобы прекратить бессмысленную жизнедеятельность.
Память
Соредактор журнала «Колокол», друг Александра Герцена Николай Огарев в 1859 году написал стихотворение «Памяти Рылеева». В советское время фамилией декабриста называли совхозы и улицы.
Антон Шагин в роли Кондратия Рылеева (кадр из фильма «Союз спасения»)
Биография Рылеева неоднократно вдохновляла творцов на создание художественных произведений. Кондратий Федорович — персонаж пьесы Леонида Зорина «Декабристы». В «Звезде пленительного счастья» роль поэта-бунтаря исполнил Олег Янковский.
В фильме 2020 года «Союз спасения» вновь играет артист по фамилии Янковский. Но внук Олега Ивановича — Иван — создает образ другого участника декабрьского восстания Михаила Бестужева-Рюмина, которого казнили в один день с Рылеевым. В Кондратия Федоровича в киноновинке перевоплотился актер Антон Шагин.
Пример итогового сочинения ЕГЭ
У каждого человека в жизни есть цель. Возможно кто-то еще находится в ее поиске, но рано или поздно найдет ее. Ведь, на мой взгляд, жить без цели невозможно. Цель помогает вставать по утрам, а также является ориентиром по жизни
Очень важно, чтобы человека по жизни вела благородная цель, ведь именно она наполняет душу человека смыслом
Так, например, в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» одна из главных героинь, Соня Мармеладова, выбрала для себя целью жизни помощь своей семье. Ее отец пропивал почти всю зарплату, ее мать была сильно больна, а ее сестры и братья голодали дома. И лишь Соня могла помочь им всем. Но для этого ей пришлось принять очень трудное решение. В этой ситуации был лишь один выход — пойти по желтому билету. И ради своих близких девушка это сделала. Несомненно, это не приносило ей счастья, но, осознавая, что ее цель благородна, она не опускала руки. Тяжелая участь, что выпала на ее долю, не сломала Соню, ив душе она продолжала оставаться искренним и верующим человеком. Совершенно точно можно сказать, что ее цель благородна.
Чего нельзя сказать о главном герое поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Павел Иванович Чичиков всю жизнь был одержим идеей обогащения. Это связано стем, что точно так же жил его отец. Он то и дал мальчику наставление беречь каждую копейку и стараться заработать как можно больше денег. Это стало его целью и смыслом жизни. Он мечтал заработать столько, чтобы его дети жили в достатке. Однако в погоне за деньгами он упускал много другого. Он не имел близких друзей, не имел семьи. А его личностные качества по большей мере не были положительными. Поэтому его цель жизни я считаю неправильной. Ведь погоня за деньгами никогда не сделает человека по-настоящему счастливым.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что очень важно не ошибиться в выборе цели жизни, поскольку именно она будет помогать идти вперед в трудные моменты. Истинная благородная цель будет с тобой всегда, когда как ложная может покинуть в любой момент, оставив тебя ни с чем
Такие желания, как завести семью, друзей и саморазвиваться, возвышают душу человека, даря ему настоящее богатство, которое никогда не сравнится с обычной жаждой денег
Истинная благородная цель будет с тобой всегда, когда как ложная может покинуть в любой момент, оставив тебя ни с чем. Такие желания, как завести семью, друзей и саморазвиваться, возвышают душу человека, даря ему настоящее богатство, которое никогда не сравнится с обычной жаждой денег.