Спасение радиостанций, транслирующих сигналы точного времени
Как подчеркивают в Росстандарте, сигналы о точном времени и дате, которые передаются через указанные радиостанции, используются министерствами и ведомствами для обеспечения обороны и безопасности государства, ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, проведения географических исследований, для синхронизации автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии, а также в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений для проверки средств измерений времени и частоты.
Кроме того, в Росстандарте утверждают, что ЭСЧВ, передаваемые радиостанциями РБУ и РТЗ, превосходят ЭСЧВ американских радиостанций WWVB (60 кГЦ). По ширине защитной полосы несущих колебаний превосходство составляет 300 раз, по сокращению времени ожидания – в 60 раз, по показателю помехоустойчивости – в два раза и по относительной мощности излучения – в 1,36 раз.
В то же время радиостанции РБУ, РВМ и РТЗ подлежат ликвидации в период до 2024 г. Сейчас они принадлежат госпредприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС). До недавнего времени РТРС находилась в ведении Федерального агентства по печати и массовых коммуникациям (Роспечать), функции которого с конца 2020 г. переданы Минцифры.
Отсутствие, возможные сбои и перерывы в работе по передаче ЭСПВ через специализированные радиостанции ГСПВ могут привести к непредсказуемым последствиям в системе управления и функционирования важных объектов народнохозяйственного и военного назначения, предупреждают в Росстандарте.
В связи с этим Росстандарт предлагает принять меры по недопущению прекращения передач ЭСПВ через специализированные радиостанции. Согласно проекту решения ГКРЧ, Минцифры будет поручено проработать вопрос о передаче соответствующих радиостанций, закрепленных за РТРС, организации, наделенной функциями по управлению государственным имуществом в сфере связи и уполномоченной на распространение радиосигнала.
Пресс-служба РТРС заявила, что не комментирует документы госорганов до их опубликования. Представители Минцифры заявили, что ведомство сформирует свою позицию после согласительного совещания, которое предшествуют заседанию ГКРЧ и на котором Росстандарт должен будет представить свою позицию.
«В мире телекоммуникаций существует множество технологий, которые на первый взгляд кажутся анахронизмом и, на первый взгляд, их можно было бы ликвидировать, — отмечает медиаэксперт Михаил Казарцев. — Например, телеграммами уже давно никто не пользуется. Однако телеграммы являются единственным видом документальной электросвязи и отказаться от них нельзя. Точно также и в случае с трансляцией сигналов точного времени нужно учитывать масштабы страны и то обстоятельство, что у них есть свои потребители».
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОЮЗЕ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ ОРБИТАЛЬНО-ЧАСТОТНОГО РЕСУРСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Результат | Срок исполнения | Ответственный исполнитель | Соисполнители | ||
1. | Проведение детального анализа заявленного орбитально-частотного ресурса Российской Федерации с определением: | доклад в Правительство Российской Федерации и | I квартал 2011 г. | Минкомсвязь России | федеральные органы исполнительной власти, представители которых входят в состав Государственной комиссии по радиочастотам, заинтересованные организации |
перечня спутниковых сетей связи, по которым работы по обеспечению международно-правовой защиты должны продолжаться; | Государственную комиссию по радиочастотам | ||||
перечня спутниковых сетей связи, нуждающихся в модификации технических характеристик; | |||||
перечня спутниковых сетей связи, нуждающихся в перезаявлении в связи с истечением сроков ввода их в эксплуатацию; | |||||
перечня спутниковых сетей связи, которые целесообразно аннулировать | |||||
2. | Определение совокупной потребности Российской Федерации в орбитах, точках стояния космических аппаратов и полосах радиочастот для спутниковых сетей связи на период до 2015 года и плановый период до 2020 года с учетом резервирования орбитально-частотного ресурса Российской Федерации | решение Государственной комиссии по радиочастотам | II квартал 2011 г. | Минкомсвязь России | Минобороны России, ФСО России, ФСБ России, Роскосмос, заинтересованные организации |
3. | Разработка положения о проведении работ по заявлению, координации, регистрации, резервированию и международно-правовой защите в Международном союзе электросвязи частотных присвоений спутниковых сетей связи, внесении платы за обработку заявок в Международном союзе электросвязи, а также о поддержании, резервировании и развитии орбитально-частотного ресурса Российской Федерации | проект акта Правительства Российской Федерации | IV квартал 2011 г. | Минкомсвязь России | Минобороны России, ФСО России, ФСБ России, Роскосмос, заинтересованные организации |
4. | Разработка предложений о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 88 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации и Положения о государственном регулировании допуска и использования иностранных систем спутниковой связи и вещания в информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации» | проект акта Правительства Российской Федерации | II квартал 2011 г. | Минкомсвязь России | ФСБ России, ФСО России, Минобороны России, Роскосмос, заинтересованные организации |
5. | Определение объема и порядка финансирования работ по резервированию и международно-правовой защите в Международном союзе электросвязи орбитально-частотного ресурса Российской Федерации | доклад в Правительство Российской Федерации | II квартал 2011 г. | Минкомсвязь России | Минобороны России, ФСО России, Роскосмос, заинтересованные организации |
6. | Подготовка заявочных материалов, представляемых в Международный союз электросвязи в целях резервирования и международно-правовой защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации | международноправовая защита в Международном союзе электросвязи орбитальночастотного ресурса Российской Федерации | ежегодно | Минкомсвязь России | Государственная комиссия по радиочастотам, Минобороны России, ФСО России, Роскосмос |
7. | Разработка предложений о совершенствовании международных процедур регулирования использования орбитально-частотного ресурса и продвижение указанных предложений в рамках Международного союза электросвязи | внесение предложений в Международный союз электросвязи | IV квартал 2011 г. | Минкомсвязь России | Государственная комиссия по радиочастотам, Минобороны России, ФСО России, ФСБ России, Роскосмос, заинтересованные организации |
Разрешенные диапазоны для радиовещания в России (на 2021 г.)
Для человека, собирающегося приобретать рацию, не станет открытием, что современная радиоаппаратура работает на определенных частотных диапазонах. В процессе эволюции средств связи человек осваивал всё новые радиочастоты, забираясь «выше» или «ниже» по диапазону, а заодно «уплотняясь» в уже используемых. На заре радиолюбительской связи, когда не было большого количества электронных приборов, перед пользователем не стояло проблемы перегруженности эфира и засилья электромагнитных наводок и помех. Со временем сфера радиосвязи потребовала чёткого регулирования — во избежание злоупотребления эфиром, радиохулиганства и просто исходя из вопросов удобства всех участников процесса вещания. Представьте, что может произойти, если эфир служебных машин скорой помощи будет «забит» любительской трансляцией чьих-то домашних музыкальных записей, или диспетчеры аэропорта пропустят сообщение пилота из-за помех на канале от мощной аппаратуры сидящего в зале ожидания пассажира. Следует отметить, что на сегодняшний день используемые в России частоты можно разделить на гражданские, радиолюбительские и служебные. В рамках этой статьи рассмотрим первые две. Получить доступ на служебные частоты можно с любой рации, поддерживающей данные диапазоны, но работа на этих частотах без разрешения будет считаться незаконной с точки зрения законодательства, и просто опасной и вредоносной — с точки зрения обычного человеческого здравомыслия.
Для гражданской связи сегодня официально доступны три диапазона частот:
- CB (27МГц);
- LPD433 (частоты 433.075 — 434.775 Мгц с шагом 25КГц);
- PMR446 (446,000—446,200 МГц с шагом 12,5 кГц).
При условии соблюдения требований по максимально допустимой мощности передатчика на этих диапазонах можно общаться свободно, без необходимости совершения каких-либо регистрационных действий. По требованиям законодательства в диапазоне CB максимальная мощность передатчика не может составлять более 10Вт, в диапазоне LPD433 не более 0.01Вт, а в диапазоне PMR446 не более 0.5Вт.
Для радиолюбительской связи отведены области в двух популярных диапазонах 144 — 146 МГц (область в диапазоне VHF) и 430-440 МГц (в диапазоне UHF). Выходить в эфир на этих диапазонах можно лишь при условии получения позывного и лишь с зарегистрированной в Роскомнадзоре аппаратуры (подробнее про регистрацию раций здесь). При этом вещать на диапазоне 430-433 МГц можно, получив 3 и более высокую категорию радиолюбителя. Также имеются ограничения на мощность передатчика, которые зависят от категории пользователя. Для 4 категории допустимая максимальная мощность передатчика — 5 Вт, для 3 категории и выше — не более 10 Вт. В области 430-433МГц для всех категорий радиолюбителей существует ограничение в 5 Вт.
Есть лишь одно исключение, когда вы можете воспользоваться любой частотой и мощностью, с аппаратуры, оказавшейся в вашем распоряжении — подача сигнала бедствия. Надеемся, вам никогда не придётся воспользоваться этим исключением, но всё-таки будет полезно знать, что лучше всего использовать для подачи такого сигнала международные частоты бедствия — 27.065 МГц (в диапазоне CB), 446.09375 МГц (PMR), 145.500 МГц (VHF).
Проблема «скачущей» секунды
В связи с постепенным замедлением вращения Земли дополнительную секунду приходится вводить все чаще, что послужило причиной для обсуждения вопроса об изменения шкалы времени.
Артем Пермяков, Directum: HR-специалист становится агентом цифровизации
Цифровизация
С 1999 г. после соответствующего доклада на Консультативном комитете по времени и частоте, на глобальном уровне идут дискуссии на теме переопределении шкалы UTC и вопроса о «скачущей секунде». В докладе было отмечено, что существующее определение шкалы UTC создает неудобства и проблемы для растущего числа потребителей, которые требуют равномерной непрерывной шкалы времени. Эту шкалу времени предлагалось определить новой мировой опорной временной системой.
В последующей дискуссии была поддержана идея новой непрерывной шкалы времени на основе секунды СИ с отменой «скачущей секунды». В соответствующую дискуссию были вовлечены ITU, IERS и Международный союз геодезии и картографии (IUGG).
В то же время в ходе дискуссия на уровне стран-членов ITU так и не было достигнуто согласие относительно выбора способа и метода реализации непрерывной шкалы времени. В связи с этим в 2015 г. было принято решение продолжать применять UTC до проведения Всемирной конференции радиосвязи в 2023 г. Работы по этому вопросу ITU ведет совместно с BIPC, Международным комитетом мер и весов и Генеральной конференцией мер и весов.
В ходе соответствующих работ было установлено возможное негативное последствие на работу целого ряда существующих систем различных радиослужбы, связанное с изменением определения UTC. Например, для спутниковых систем продолжительность переходного периода должна составлять 10 лет.
В проекте решения ГКРЧ предлагается сохранить термин UTC, пересмотрев при этом ограничения на максимальное расхождение между временем UT1 и UTC с тем, чтобы удовлетворить потребности нынешнего и будущих сообществ пользователей. Также предлагается предусмотреть переходный период, продолжительность которого должна учитывать планируемый срок использования оборудования, и обеспечить принцип обратной совместимости для потребителей всех категорий.
Кроме того, в Росстандарте отмечают, что изменение подхода к формированию шкалы UTC может привести к необходимости проведения доработки бортового оборудования глобальных навигационных спутниковых систем, наземных станций службы стандартных частот и сигналов времени, осуществляющих передачу ЭСЧВ, а также навигационной и частотно-временной аппаратуры потребителей.
ГРАФИК ЗАПУСКОВ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ СВЯЗИ И ВЕЩАНИЯ В 1998-2003 ГОДАХ
Космические аппараты | Срок запуска |
«Экран-М» | IV квартал 1998 г. |
«Экспресс-А» | II квартал, III квартал и IV квартал 1999 г. |
Проект «Тройка» | 3 запуска в 2000-2003 гг. |
Проект «Ямал» | 4 запуска в 2000-2003 гг. |
Примечания:
1. Конкретные сроки запусков космических аппаратов определяются РКА совместно с Минобороны России при формировании ежегодных планов запусков.
2. Орбитальные позиции космических аппаратов на геостационарной орбите согласовываются с ФСО России и ФАПСИ.
3. Объемы и сроки работ по запуску космических аппаратов «Экран-М» и «Экспресс-А» подлежат уточнению в соответствии с объемами ежегодных ассигнований, предусматриваемыми в федеральном бюджете на реализацию Федеральной космической программы России.
Почему России необходимо закрепить за собой частоты для негеостационарных спутниковых группировок
Как отмечается в материалах ГКРЧ, в настоящее время в России нет гражданских спутниковых систем, которые предоставили бы схожие услуги с вышеописанными зарубежными многоспутниковыми системами на низкой и средней орбитах. На сегодняшний день уже заявлено большое количество многоспутниковых НГСО группировке от различных администраций связи. Однако, в связи с неоднородностью технических характеристик зарубежных НГСО-систем и предлагаемых ими услуг связи, некоторые из которых не смогут удовлетворить потребности российских пользователей в виду географических особенностей расположения территории РФ, необходимость создания отечественной НГСО-группировки остается.
В условиях острой конкуренции за орбитально-частотный ресурс существует возможность для России развернуть свою НГСО-группировку в связи с большой протяженностью территории страны, а также отсутствием к настоящему времени соглашений для работы зарубежных низкоорбитальных спутниковых систем в России и решений ГКРЧ о создании российских сегментов указанных сетей. Такая НГСО-группировка на первом этапе может предоставлять услуги связи на территории России с последующим расширением предоставления услуг связи на зарубежных территориях при достижении соглашений между администрациями связи.
В связи с постоянным ростом спроса на новые цифровые услуги и отсутствием доступного орбитально-частотного ресурса в Ku-диапазоне следует нацелиться на создание НГСО-системы в более высокочастотных диапазонах, таких как Ka и Q/V. Данное решение обусловлено наличием в них достаточного объема радиочастотного спектра, которые пока еще возможно защитить от помех на международном уровне в МСЭ при реализации спутниковых систем.
В материалах ГКРЧ подчеркивается, что реализация хотя бы одной из крупных зарубежных многоспутниковых систем приведет к исчерпанию ресурса и невозможности развертывания отечественной системы в пересекающихся полосах частот на одной территории. Сложности могут возникнуть и на приграничной территории России при реализации планов зарубежных операторов по установке шлюзовых станций на территории соседних государств (например, в Казахстане).
Ввиду этого необходимо в кратчайшие сроки осуществить заявление в МСЭ спутниковой НГСО системы военного или двойного назначения, чтобы встать в очередь на получение защищенного от помех орбитально-частотного ресурса. «Промедление увеличит размер очереди и уменьшит шансы реализовать НГСО системы на всей территории РФ, не говоря уже про территории других стран», — подчеркивается в материалах комиссии.
Международные негеостационарные спутниковые системы
Исторически крупнейшей НГСО-системой была система мобильной голосовой связи Iridium, состоящая из 66 спутников на шести приполярных орбитах. Компания SES запустила 20 среднеорбитальных спутников систему O3b для скоростного широкополосного доступа в интернет (ШПД).
Россия рискует остаться без частот для своего нестационарного спутникового интернета
В настоящее время создаются целый ряд НГСО с высокой пропускной способностью (HTS), включая OneWeb (планируется 700 спутников, 74 уже на орбите), Starlink (планируется 4,43 тыс. спутников, на орбите уже работают 1,08 тыс. спутников), Telesat (планируется 300 спутников) и Kuiper (планируется запуск 2,34 тыс. спутников).
Эти проекты НГСО HTS систем имеют сложную архитектуру построения спутниковой группировки с использованием множества малых спутников на низких околоземных орбитах, которые в совокупности создают непрерывную глобальную зону обслуживания на Земле. Работа в единой системе множества спутников на низких НГСО орбитах налагает определенные требования не только по защите спутниковых геостационарных сетей, при их совместной работе с НГСО системами в общих полосах частот, но и требования по взаимной совместимости между разными НГСО системами реализованными в общих полосах частот.
Для достижения высокой пропускной способности таких систем необходимо выделение дополнительного радиочастотного спектра, как для множества абонентских лучей космических аппаратов, так и для широкополосных фидерных лучей (линий связи), которые обеспечивают передачу трафика абонентов спутниковой сети в сети связи общего пользования, включая интернет.