Что такое ралли

Ралли Финляндии 2000

Петер Сольберг — легенда мирового ралли, единственный чемпион WRC из Норвегии и человек, который невероятным образом популяризировал марку Subaru, в том числе в нашей стране, одержав все свои победы в ралли под синим овалом со звездами.

Его прозвали «Мистер Голливуд», потому что Сольберг всегда улыбался на камеру, даже когда гонка складывалась скверно. Забавный факт: Петер до сих пор увлекается радиоуправляемыми моделями и выиграл несколько чемпионатов как в молодом, так и в более зрелом возрасте. Неудивительно, что Сольберг выбрал именно такой путь для себя — его родители, папа Терье Сольберг и мама Туве Сольберг были известными гонщиками в Норвегии по автокроссу.

В 2000 году Петер проводил второй сезон в WRC, тогда же он перешел в команду Subaru. Карьера складывалась сверхудачно для молодого гонщика, когда инцидент едва не унес жизнь будущего чемпиона. На Ралли Финляндии 2000 после поворота с небольшим трамплином Петер не справился с управлением и влетел в насыпь рядом с трассой. Машина на чудовищной скорости совершила несколько переворотов вокруг собственной оси, улетела в лесополосу, ударилась об дерево и замерла на крыше рядом с озером. Сам Сольберг оказался запертым в кабине, к тому же в первые секунды потерял сознание.

Болельщики рядом с трассой кинулись на помощь Петеру, подняли машину и помогли выбраться пилоту. Оказалось, дерево пробило кабину в опасной близости рядом с головой Сольберга, к тому же гонщик получил сотрясение мозга. Еще несколько сантиметров в сторону норвежца, и мы могли никогда не увидеть чемпиона Subaru…

YouTube канал amjayes2

Ралли Мексики 2015

Отт Тянак — без преувеличения легендарный раллийный гонщик, даже несмотря на то, что ему всего 33 года, и он по-прежнему выступает в чемпионате. А легендарный он, потому что в 2019 году выиграл чемпионат WRC за рулем Toyota, разбив многолетнюю гегемонию французских пилотов по имени Себастьен!

Отт стал первым гонщиком в истории Эстонии, который выиграл какой-либо чемпионат мира по автоспорту, кроме того, Отт Тянак стал первым представителем Восточной Европы, которому покорился главный раллийный чемпионат планеты. За это достижение он был награжден званием Кавалера эстонского ордена Белой звезды 3 класса, и о нем даже сняли документальный фильм. Герой своей родины и великолепный пилот.

Но путь гонщика был далеко не простой, в частности, на Ралли Мексики 2015 экипаж Отт Тянака… едва не утонул! Эстонский пилот не справился с управлением, и машина рухнула с небольшого обрыва в озеро. Автомобиль мгновенно пошел на дно, и эстонскому дуэту повезло, что двери не заклинило, и они смогли оперативно выплыть на поверхность. В противном случае карьера Отт Тянака в прямом смысле могла пойти ко дну…

YouTube-канал DriveTV10

Ралли Монте-Карло 2002

Чешский пилот Роман Креста за рулем Skoda не прославился победами или грандиозными результатами в WRC, хотя и был победителем Чемпионата Чехии по ралли 2000. Зато стал участником одного из самых ярких и опасных эпизодов в истории ралли.

На этапе открытия сезона, Ралли Монте-Карло 2002 года, Роман не смог в заносе вписаться в поворот и пробил ограждение. Казалось бы, рядовой эпизод для WRC, вот только машина гонщика свесилась наполовину над отвесной пропастью.

Никто не знает, как закончилось бы выступление Кресты, и закончилось ли оно вообще, если Роман пробил бы стенку еще немного дальше…

YouTube-канал Rallyfan

Глава, в которой Группа Б заканчивает существование

Пик славы Группы Б представлял собой несущийся на скорости в 200 км/ч болид в аэродинамических обвесах. Управляемый занос в повороте был неотъемлемой частью заезда, а зрители работали просто отбойниками. Каждый хотел получить пыль из-под болида себе на одежду, а счастливчики могли прикоснуться к легендам прямо в момент гонки.

Болельщики были настолько безбашенными, что когда Вальтер Рёрль вылетел с трассы и сломал фанату ногу – тот был на седьмом небе от счастья, ведь его покалечил сам знаменитый пилот. Гонщица Audi Мишель Мутон говорила, что зрители — это просто часть антуража, а аварии неизбежны. Но это стало началом конца Группы Б.

В 1985 году в страшной аварии погиб пилот Аттилио Беттега на своей Lancia. В 1986 году на этапе в Португалии 550-сильный Ford RS200 вылетел на полном ходу с трассы прямо в толпу болельщиков. Молодой пилот просто не совладал с запредельными возможностями автомобиля. В результате, трое зрителей погибли и десятки получили травмы различной степени тяжести. После этой трагедии команда Ford прекратила свое участие в ралли.

Последней точкой в череде этих фатальных происшествий стала авария лидера команды Lancia Хенри Тойвонена и его штурмана Серджио Кресто, уверенно лидировавших в чемпионате и идущих первыми на этапе в Корсике. Причиной аварии многие называют сильное утомление на фоне простуды Тойвонена, который просто перепутал два похожих по входу, но совершенно разных по выходу поворота. В итоге, автомобиль на сумасшедшей скорости сошел с трассы и рухнул с обрыва. К приезду спасателей от Delta S4 остался лишь обгоревший каркас. И пилот, и штурман погибли на месте. После этой аварии Lancia покинула чемпионат, а первое место в личном зачете досталось Юхе Канккунену на Peugeot 205 Т16.

Глава, в которой мы погружаемся в историю

В 80-е годы появилась раллийная Группа Б, в которой не было ничего из современного автоспорта, да и не могло быть — участников ждали отсутствие ограничений по мощности и ограждений для болельщиков, а также инженерия безумства.

Нет-нет, раллийные гонки в определённый момент их развития были скучными и неинтересными от слова «совсем». Всего 280 л.с, куча запретов по вариациям узлов автомобиля и материалов для кузова. Напоминает нынешнюю «Формулу»1», но мы не об этом. Большинство автомобилей были моноприводными, с приводом на задние колёса, что не позволяло реализовывать момент на проблемных покрытиях, например, на снегу. Людям, конечно же, это не нравилось, и это стало существенным маяком для FISA (теперь FIA), смягчившим регламент ради зрелищности.

Позже функционеры решили разрешить абсолютно всё: полный привод, форсирование двигателей и любые материалы в строительстве. А самое главное – для получения разрешения на омологацию подобных автомобилей можно было выпустить в серию всего 200 экземпляров. Отчасти, именно поэтому фанаты автомобильных марок участников охотятся за оставшимися «в живых» единицами. Ведь тогда автомобили делали инженеры, а не скучные менеджеры с планом продаж… На самом деле, в нынешнем мире никто бы не позволил использовать технологии «Формулы-1» вне пределов трека, а тогда именно так и получилось — сумасшедшие двигатели ушли в гравий, снег и прочие раллийные дороги.

Для более полной картины развития технической составляющей ралли тех лет хочется отметить, что FISA разрешила использование полного привода еще в 1979-м, но в связи с вектором мышления конструкторов и общими тенденциями автомобилестроения на тот момент, схему 4х4 восприняли очень скептически.

Кстати, а знаете благодаря кому в ралли появился полноприводный автомобиль? Конструктор Audi прокатился на армейском VW Iltis, и, после этого, у спортивного главы, Роланда Гумперта, появились на столе выкладки будущей легенды. Однако идея не получила первоначального одобрения, ведь продать гражданскому потребителю полноприводный автомобиль было практически невозможно. Это сейчас про Quattro знают все и убедить фанатов отказаться от этой технологии будет сложнее, чем убедить их перестать дышать.

Но на тот момент инженерный расчёт победил, и уже в 1980 году Audi Quattro под управлением Ханны Микола, которая шла вне зачета, привезла своим конкурентам 9 минут на финише. После этого вопросы к целесообразности использования полного привода пропали полностью, а восторг заводского пилота Стига Бломквиста определил вектор развития всего концерна на долгие годы.

Глава, в которой мы завершаем рассказ

1987 год стал финальным для Группы Б, которая по распоряжению FISA прекратила свое существование. Многие готовили свои автомобили к новому сезону, а у Audi в рукаве был козырь на 1000 сил, но, увы, проекты так и остались проектами

Ходит легенда, что в смерти Группы Б виноваты боссы «Формулы-1», которая начала терять самое важное – рекламные деньги

Говорить, что Группа Б канула в лету — не совсем корректно, потому что те же пилоты на тех же заводских болидах активно участвовали и неоднократно ставили рекорды впоследствии в популярной американской горной гонке на время, Pikes Peak, но это, как говорится, уже совсем другая история.

21.12.2021

25.05.2019

14.09.2018

16.07.2020

20.08.2018

09.10.2018

Тест-драйв

Глава, в которой Audi начинают и выигрывают

Регламент ралли 1983 года показал всем новую группу, про которую было мало что понятно простым смертным. Первым автомобилем, который удовлетворял новым правилам, стало детище итальянского цеха, а именно Lancia 037. Пространственная рама, обшитая композитными материалами, центрально расположенный двухлитровый компрессорный двигатель, выдававший в самой топовой модификации 345 л.с. и привод на задние колеса. Автомобиль весил всего 960 кг, что при такой мощности наделяло его неведомой для ралли тех лет динамикой. Первую победу 037-я принесла команде в 1983-м в Монте-Карло. Не удивительно, ведь автомобиль разрабатывался в компании Abarth, которая подарила раллийному миру Fiat 131. С дизайном у итальянцев всегда было хорошо, ведь «рулили» художниками в ателье Pininfarina. Ходовая часть, кстати, оттачивалась в Dallara. Святая итальянская троица готовила эту колесницу богов. Что могло быть лучше?

А, оказывается, могло быть лучше. Моноприводный итальянец беззастенчиво проигрывал на равных бессердечным немецким «зубилам» с полным приводом — автомобиль позволял спокойно обходить итальянцев в каждом повороте, не пугаясь никаких сносов, и просто двигаясь навстречу финишу. Привод на 4 колеса в связке с переднемоторной компоновкой, пятицилиндровым турбомотором и несущим стальным кузовом делал, как сейчас любят говорить, вещи в автоспорте. Да, немцы были хуже в цифрах по всем возможным показателям, начиная от развесовки и заканчивая весом. Просто полный привод двигал немцев к подиуму, но Lancia попала на высшую ступень общего зачёта из-за своей космической надёжности.

Это было бы не так интересно, если бы на сцену не вышла Sport Quattro второго поколения, которая в 1984 году принесла победу в абсолюте Стигу Бломквисту, а сама Audi отправилась на вершину кубка автопроизводителей. Болид отличался от своего предшественника Sport Quattro, прежде всего, развитым аэродинамическим обвесом, выглядящим для того времени просто неимоверно. Изменения коснулись не только внешнего вида, но и технической части автомобиля. Мощность 5-цилиндрового двигателя объёмом 2135 куб. см. была доведена до целых 550 л.с. при 8000 об./мин. Автомобиль также немного прибавил в размерах за счёт аэродинамического обвеса и уменьшился в весе, который теперь составлял 1090 килограмм против 1200 килограмм у предшественника в лице Sport Quattro. Sport Quattro S1 была омологирована по Группе Б 1 мая 1984 года, о чём свидетельствовал документ номер B-264, выданный FISA.

Ралли Монте-Карло 2020

И последняя авария в нашем списке случилась всего лишь год назад. И — да, в ней опять принимал участие эстонский чемпион Отт Тянак. На скоростном участке ралли-открытия в Монте-Карло пилот слишком оптимистично атаковал поворот на холме, при этом за поворот до этого эстонец зацепил обочину, и машина потеряла сцепление с асфальтом.

Довернуть руль уже не представлялось возможным, и машина по прямой полетела с обрыва, совершая кульбиты, чтобы в конце… сбить дерево под корень и застыть на холодной земле, скатываясь еще дальше.

Пилоты получили ушибы и сотрясения разной степени тяжести, но все обошлось. Хотя авария и выглядела страшной, системы безопасности, которые становятся все совершеннее, сделали свое дело. Теперь даже вылет на скорости свыше 150 км/ч и прямой удар оставляют шансы гонщикам обойтись без серьезных увечий.

Официальный YouTube-канал WRC

На самом деле, в рейтинг можно было бы легко добавить еще с десяток-другой аварий, потому что почти любой серьезный инцидент в ралли, в отличие от кольцевых гонок, можно отнести к разряду «страшных, в которых выжили гонщики». Не сгореть в пожаре, не утонуть в озере, не сломать шею при падении с оврага, наконец, просто не врезаться в дерево на огромной скорости — это задача на каждом этапе. Ралли — рискованные гонки, к тому же менее освещаемые, чем, например, «Формула-1», поэтому каждый раллийный пилот — настоящий энтузиаст своего дела, человек, который вышел на неравную схватку со скоростью и силами природы. Именно поэтому нас до сих пор восхищает их героизм, именно поэтому мы с замиранием сердца следим за WRC, каждый раз надеясь, что до финиша доберутся все участники.

28.10.2020

12.04.2018

17.01.2018

29.01.2020

20.11.2017

26.09.2017

19.05.2021

13.07.2020

Майкл Як: Я уверен, что ты не можешь быть счастлив, если ты не был несчастлив

18.12.2018

15.06.2022

01.07.2021

01.09.2016

Советы

Ралли Аргентины 2002

Еще одна легенда ралли — четырехкратный чемпион WRC Томми Мяккинен. Финский пилот — обладатель множества рекордов.

Он первым в истории выиграл четыре титула подряд (впоследствии это достижение повторили Себастьен Лёб и Себастьен Ожье), он делит третье место по числу титулов в истории WRC вместе с соотечественником Юхой Канккуненом (правда, если Томми завоевал все свои трофеи в составе Mitsubishi, то Юха сделал это с тремя командами — Peugeot, Lancia и Toyota). В целом, до гегемонии французских пилотов в WRC считался лучшим гонщиком в истории ралли.

2002 год был последним в большой карьере Томми Мяккинена, он заменил действующего чемпиона Ричарда Бёрнса в команде Subaru. И надо же такому случиться, что одна из самых серьезных аварий в карьере случилась именно в последнем сезоне.

Мяккинен атаковал на Ралли Аргентины, когда на его пути возникла кочка. Авария считается легендарной, потому что некоторые журналисты утверждали, что Мяккинен поставил «антирекорд» по числу сальто машины за один инцидент. Смотрелось это действительно зрелищно, но главное, что никто не пострадал, хотя сначала финский гонщик не мог вспомнить, где находится. Но затем память вернулась к Томми, и на ломаном финско-английском языке он сказал, что это одна из самых глупых аварий в его карьере, потому что он хорошо помнил поворот, но машина почему-то заскользила больше обычного…

YouTube-канал Raul

Ралли Австралии 2001

Франсуа Делакур — известный раллийный гонщик из Франции, победитель этапов WRC 1993 и 1994 годов.

Протеже Peugeot, с 1991 года его переманили к себе Ford. В лучшие времена Франсуа Делакур даже навязывал борьбу самому «Матадору» — Карлосу Сайнсу-старшему. К началу XXI века Франсуа уже был ветераном автоспорта, но даже опытным пилотам приходится нелегко в таком виде соревнований.

На Ралли Австралии 2001 Франсуа атаковал в паре со штурманом Даниэлем Граталупом. На двадцать втором километре дистанции Делакур не рассчитал амплитуду заноса, задел задней частью машины насыпь и по инерции влетел напрямую в дерево. Часть тяжелых веток проткнули машину, заключив ее будто в капкан, а деформация кузова и сильный удар нанесли повреждения штурману, Граталупу. В итоге Делакур сначала запросил помощь SOS у Колина Макрея, который ехал следом, а далее уже Колин вызвал медицинское подкрепление, результаты спецучастка были аннулированы. В итоге выяснилось, что Даниэль получил ушиб грудной клетки и сломал несколько ребер, от чего у него возникли проблемы с дыханием. Срочная госпитализация спасла штурмана Делакура, но все могло окончиться гораздо печальнее, если бы дерево пробило машину под другим углом или медицинская помощь подоспела позже.

YouTube канал amjayes2

Ралли Корсики 2000

Колин Макрей — культовая фигура в истории ралли и автоспорта. Чемпион WRC, давший имя самой известной серии компьютерных игр о ралли, он был также известен как «Мистер педаль в пол».

Яркие победы и яркие аварии — это все о Колине, чья жизнь трагически прервалась 15 сентября 2007 года, когда Макрей рухнул на собственном вертолете вместе со своим сыном. Гонщик прожил яркую жизнь, презирая страх. Штурман Майк Броад вспоминал начало карьеры Колина на Ралли Швеции 1987 года, когда Макрей поставил антирекорд по авариям на единственном зимнем ралли в сезоне. В частности, Майк отмечал, что «задолбался отрываться из сугробов, тогда и представить не мог, что из этого парня что-то получится». Зато первая победа пришла к Колину в 1988 году на Ралли Великобритании, когда штурманом в команде соперников была… его будущая жена Алиса Хэмилтон!

На Ралли Корсики 2000 года Колин как всегда атаковал на полной скорости каждый поворот, и на очередном склоне он задел насыпь, стараясь выбрать самую короткую траекторию. Чудовищный полет в пропасть — экипажу повезло, что деревья смягчили приземление, в итоге машина упала на крышу. И хотя покореженный металл поставил крест на надеждах победить, главное, что и гонщик, и штурман отделались лишь незначительными ушибами.

YouTube-канал roughcutflex

Ралли Португалии 2016

Еще один эпизод, в котором все чудом остались живы. Новозеландский пилот Хэйден Паддон не справился с управлением в заносе, и на склоне вылетел с трассы. Автомобиль Хэйдена мгновенно загорелся, и следом за ним в том же месте вылетает уже знакомый нам Отт Тянак.

Экипаж Хэйдена успел среагировать и выбраться из машины, когда пламя перекинулось на близлежащие деревья и траву. Счастливое совпадение, что Паддон и штурман не потеряли сознание и не надышались дыма, как и тот факт, что Отт Тянак вылетел не в них, а рядом, к тому же не попал в центр пламени. Пара неудачных совпадений — если бы Хэйден стоял на том месте, куда вылетел Отт Тянак, или если бы эстонский гонщик врезался в горящее дерево, и расклад мог быть совершенно другим. К тому же повезло, что бригада пожарных находилась недалеко от места инцидента, и все-таки начала тушить пожар до того момента, когда пламя сожгло всю территорию и добралось до машины Отт Тянака.

Официальный YouTube-канал WRC

Ралли Германии 2004

И снова наш старый знакомый Петер Сольберг! Разумеется, снова за рулем Subaru.

Перед очередным спецучастком на Ралли Германии 2004 гонщик сообщил о сильной недостаточной поворачиваемости, у него возникли подозрения, что с рулевой колонкой не все в порядке. Так ли это было на самом деле, мы уже не узнаем, потому что норвежский гонщик попал в серьезную аварию.

Из-за неудовлетворительной обратной отдачи руля занос в повороте вышел больше, чем планировал экипаж и сам Петер. Произошел удар о препятствие рядом с обочиной, и машина взмыла вверх, чтобы затем несколько раз удариться об землю, превращая автомобиль буквально в «консервную банку». И гонщик, и штурман получили сотрясение мозга, при этом штурман Фил Миллз также получил повреждение шейных позвонков. К счастью, системы безопасности сделали свои дело, и до серьезного инцидента не дошло, хотя в том числе из-за этого эпизода Петер недавно завершил автоспортивную карьеру. В 2017 году Сольберг в очередной раз сломал ключицу, и врачи выявили у него саркоидоз. В данный момент Петер занимается организацией автофестивалей.

YouTube-канал Al Capwell

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Работатека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: