Боги удовольствий

Содержание

Поэма состоит из пятнадцати книг: от «Liber Primus

» до «Liber Quintus Decimus ».

В круглых скобках приведены номера стихов.

Книга I

Вступление (Invocatio

1-4); Хаос (5-20); возникновение мира (Mundi origo 21-88); Золотой век (89-112); серебряный век — переход власти от Сатурна к Юпитеру (113—124); медный и железный век (125-162); совет богов (163—208); Ликаон (209—243); всемирный потоп (260-316); Девкалион (сын Прометея) и Пирра (317—415); возникновение животных, Пифон (415—451); Дафна (452—567); (568—667); Арг, Пан и Сиринга (668—723); Ио (724—747); Фаэтон (748—779).

Книга II

Фаэтон (1-339); Гелиады (340—366); Кикн (340—366); Солнце (381—400); Каллисто (401—530); Коронида, дочери Кекропа (531—632); Окироннея (633—675); Батт (676—707); Аглавра (708—832); Европа (833—875).

Книга III

Кадм (1-137); Актеон (138—252); Семела (253—315); Тиресий (№ 316—338); Эхо (339—401); Нарцисс (402—510); Пенфей (511—576); Вакх, тирренские пираты (557—700); гибель Пенфея (701—733).

Книга IV

Дочери Миния (1-54); Пирам и Фисба (55-166); Марс и Венера (167—189); Левкотоя (190—255); Клития (256—270); Салмакида и Гермафродит (271—388); дочери Миния (389—415); Ино и Атамант (416—542); спутницы Ино (543—562); Кадм и Гармония (563—603); Персей и Атлант (604—662); Персей и Андромеда (663—752); свадьба Персея, Персей и женихи (753—803).

Книга V

Персей и женихи (1-235); возвращение Персея (236—249); Иппокрена (250—293); Пиериды (294—336); Тифей (337—359); Прозерпина (360—408); Кианея (409—437); стелион (438—461); Церера (462—532); Аскалаф (533—550); Сирены (551—563); Прозерпина (564—571); Аретуза (572—641); Триптолем (642—661); Пиериды (662—678).

Книга VI

Арахна (1-145); Ниоба (146—312); ликийцы (313381); Марсий (382—400); Пелоп (401—411); Прокна и Филомела (412—674); Орифия (675—721).

Книга VII

Медея (1-296); Медея и Пелий (297—349); Медея в Аттике (350—424); Тезей (425—452); Минос, Эак (453—660); Кефал (661—866).

Книга VIII

Скилла и Минос (1-151); Дедал (152—235); куропатка (236—259); Калидонская охота (260—444); Мелеагр (445—546) Ахелой, Эхинады (547—611); Филемон и Бавкида (612—725); Эрисихтон, Местра (726—884).

Книга IX

Ахелой (1-97); Несс (98-133); Деянира, Геркулес на Эте (134—210); Лихас (211—238); апофеоз Геркулеса (239—272); Галантида (273—323); Дриопа (324—393); Иолай; судьбы героев (394—438); Библида (439—665); Ифис (666—797).

Книга X

Орфей (1-105); Кипарис (106—142); песнь Орфея, Ганимед (143—161); Гиацинт (162—219); Керасты (220—242); Пигмалион (243—297); Мирра (298—502); Адонис (503—552); Аталанта (553—707); смерть Адониса (708—739).

Книга XI

Гибель Орфея, фракийские вакханки (1-84); Мидас (85-193); Гесиона (194—220); Фетида (221—265); Пелей, Дедалион (266—345); Псамафа (346—409); Кеик и Алкиона (410—748); Эсак (749—795).

Книга XII

Данайцы в Авлиде, прибытие под Трою (1-38); молва (39-63); Кикн (64-145); Кеней (146—209); кентавры и лапифы (210—468); гибель Кенея (469—535); Периклимен (536—579); гибель Ахилла, спор за оружье (580—628).

Книга XIII

Спор за оружье, речь Аянта (1-122); речь Улисса (123—381); смерть Аянта (382—398); Гекуба (399—575); Мемнон (576—622); Эней, Аний (623—674); Короны (675—704); сицилийская Скилла (705—739); Акид и Галатея (740—897); Главк и Цирцея (898—968).

Книга XIV

Скилла (1-74); керкопы (75-100); Сивилла (101—153); Ахеменид, Полифем (154—222); Цирцея (223—319); Пик (320—415); Канента (416—440); Эней в Лациуме, Диомед (441—511); Анул (512—526); корабли Энея (527—567); Ардея (568—580); Вертумн и Помона (581—697); Ифис и Анаксарета (697—771); Сабины, Тарпея, Таций (772—804); Квирин и Герсилия (805—851).

Книга XV

Нума, Алемонид и Мискел (1-59); учение Пифагора (60-478); Эгерия, Ипполит-Вирбий (479—551); Тагей, Кип (552—621); Эскулап (622—744); Юлий Цезарь (745—870); заключение (871—879).

Гипнос

Боги удовольствия – это не только божества любви и сексуального влечения. Наслаждение может быть разным, в том числе от простых действий. И среди них – сон. Воплощением же сна был бог Гипнос (Сомнус в Древнем Риме), отец других богов сновидений вроде Морфея. Он дремлет в пещере, куда не проникает ни один луч солнца, на красивом ложе (по некоторым версиям – из чёрного дерева). Его главный символ – мак, а также другие растения со снотворным действием.

Гипнос – сын Нюкты (ночи) и Эреба (вечного мрака). Он – один из самых могущественных богов. Против его сонных чар не может устоять даже громовержец Зевс. Гипносу принадлежит большая часть жизни всех людей, та часть, которую они проводят во снах.

Бог сна Гипнос. Музей Гетти. Лос-Анджелес, США.

Но вместе с тем этот бог вовсе не был грозным или пугающим. Наоборот, Гипнос отличается тихим и спокойным нравом. Его называют одним из самых нежных божеств. Гипнос с благосклонностью относится к людям. Именно поэтому его сон становится настоящим удовольствием для спящего. Это отдых для души и тела, возможность отвлечься от дневных забот. Гипнос называют «лучшей частью жизни», «бальзамом для души». К нему обращаются за целительным сном, например, в легенде о впавшем в безумство Геракле.

Дионис

Дионис или же Вакх – это младший из олимпийских богов. Дионис известен как покровитель веселья, праздников, причём очень буйных, а также как бог виноделия. Во время вакханалий, торжеств в его честь, рекой лилось вино, а люди погружались в экстатическое состояние. Этот бог удовольствия в Греции даровал вдохновение, которое приходило к человеку в изменённом состоянии сознания.

Рождение Диониса

Этот бог удовольствия и наслаждения в Греции пережил, пожалуй, одно из самых необычных рождений. Матерью Диониса была Семела, дочь основателя Фив Кадма, а отцом – сам громовержец Зевс. О беременности Семелы узнала супруга Зевса Гера. Знала она также и об обещании громовержца исполнить любое желание девушки. Она пришла к царевне в образе кормилицы или же странницы и подсказала Семеле попросить Зевса явиться в истинном облике. Тогда, по словам Геры, Семела сможет узнать, каково же на самом деле делить ложе с божеством.

Зевс, поклявшийся водами реки Стикс, не мог отказать возлюбленной. Однако от его истинного облика Семела сгорела, ведь смертным не дозволено было его видеть. По одной из версий её пронзила молния. Однако ребёнок в её чреве остался жив, и Зевс вшил его в своё бедро, родив в итоге из него. Затем он передал младенца на воспитание нимфам.

Функции Диониса

Бог гедонизма Дионис известен как покровитель виноделия, выращивания винограда. Именно он изобрёл вино, а также пиво. Культ этого божества сильно отличался от почитания других богов. Он был разгульным, с обильными возлияниями, экстатическими танцами. Поэтому иногда считается, что он пришёл в Элладу извне, возможно, из варварских племён. Но всё же у греков этот культ известен очень давно.

Дионис – этот тот бог удовольствия и наслаждения в мифологии Греции, который позволяет освободиться от всех ограничений и полностью погрузиться в наслаждение. Не зря его называли Лисий или Лисей, т.е. «освободитель». Был ещё один похожий эпитет, Eleutherios, Элеутериос, с тем же значением. Ритуалы в честь Диониса с танцами, музыкой, вином сопровождались состоянием, когда участник сбрасывает все оковы, страхи, стеснения. Над ним уже не властны суровые законы морали или даже сильные мира сего. Это было удовольствие в первозданном виде.

Дионис. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Именно поэтому он был так тесно связан с виноградом, а также с иными растениями. Диониса называли Древесным, Дионисом-из-Дерева. Со вторым эпитетом была связана традиция ставить столбы в плащах, на которые надевались маски. Бороду у них изображали листья. Садоводы очень чтили этого бога и тоже делали необычные статуи из пней. В качестве священных животных этот бог наслаждения у греков имел быка и козла, которые тоже были связаны с плодородием. Дионис даже изображался в виде первого.

Поэтому Дионис также мог вскрывать дикую природную сторону человека. Его культ показывал нечто противоположное царящим в обществе Греции правилам, которые призывали знать меру и укрощать буйный дух. С одной стороны, подобные ритуалы позволяли достичь настоящего единения с Мирозданием, когда человек забывал обо всём остальном. С другой, порой танцы вакханок, спутниц и прислужниц Диониса, становились настоящим безумством.

В чем секрет программы «Метаморфозы 90 дней»

Отличительной особенностью программы «метаморфозы 90 дней» является то, что она позволяет похудеть, сделать тело миниатюрным, избегая излишнего набора мышечной массы и эффекта накачанных мышц, упор в развитии делается на мелкие мышцы, выполняющие важную роль мышечного корсета, это позволяет избежать излишней атлетичности.

Метаморфозы» подарит стройность без эффекта накачанных мышц

Очевидным плюсом также является то, что тренировка учитывает особенности различных видов фигуры. Трейси Андерсон выделяет четыре генетических типа женской фигуры и для каждого из них предназначен собственный вариант занятий.

  • Omnicentric — этот тип характеризуется равномерным распределением веса по всей фигуре
  • Hipcentric — широкие бедра и полные ноги
  • Abcentric — преимущественное накопление жира в районе живота
  • Glutecentric — большие бесформенные ягодицы

Хариты (Грации)

Хариты или Грации (в римской мифологии) – это боги гедонизма, веселья, удовольствия от жизни. Они покровительствовали радости, а также вдохновению, изяществу, красоте. Хариты были близки по функциям с Музами, рядом с которыми жили. Эти прелестные богини тоже могли откликаться на зов художников и дарить им творческие порывы, а также покровительствовали различным видам искусства.

Чаще всего называют трёх граций – Аглая («красота», «блеск»), Евфросина (даровала радость и благомыслие), Талия (отвечала за изобилие). Но иногда этот список меняется. Так, харитой была супруга Гипноса Пасифея.

Также часто используются нарицательные имена харит:

  • Гелазия – нежно улыбающаяся;
  • Комазия – умеющая вести приятную беседу;
  • Лекори – сияющая красота.

На изображениях хариты практически всегда показаны вместе, даже их руки соединены. Это подчёркивает единство образа, посыла, который несут персонажи. У философа Сенеки хариты обозначают щедрость, а также оказание благодеяния, его получение и награду за подобное действие.

Три грации. Жак Жан Паскье. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Грации считались прислужницами и спутницами Афродиты. К ним, как к богиням удовольствия, призывали во время пиров и возлияний на них. Считалось, что хариты способны сделать праздник гармоничным и весёлым. Но это веселье было не шумным и не буйным, как, например, у Диониса, но тихим и приятным. Также к ним обращались во время философских уроков.

Издания и переводы

критические издания

  • Metamorphoses. Recognovit brevique adnotatione critica instruxit R.J. Tarrant. Oxford: Oxford University Press, 2004. ISBN 978-0-19-814666-7.
  • Metamorphoses. Edidit W.S. Anderson. Nachdruck d. 2. verb. Aufl. von 1982. Berlin: de Gruyter, 1998. ISBN 978-3-598-71565-5.

на немецком языке

  • Metamorphosen, hrsg. v. Michael von Albrecht. Ditzingen: Reclam, 1994. ISBN 3-15-001360-7 (с латинским текстом).
  • Metamorphosen. Das Buch der Mythen und Verwandlungen, hrsg. v. Gerhard Fink. Zürich/München: Artemis & Winkler, 1989 (с латинским текстом).

на английском языке

  • Metamorphoses. Translated by Brookes More. Boston: Cornhill Publishing Co., 1922.
  • Metamorphoses. Translated by A. D. Melville; introduction and notes by E. J. Kenney. Oxford: Oxford University Press, 2008. ISBN 978-0-19-953737-2.

Как правильно заниматься по программе?

Тренироваться нужно в следующем режиме, тренировка состоит из двух частей кардио и силовая. Кардио тренировка выполняется одна и та же на протяжении всего курса, допустимо делать её как после силовой тренировки если ваша цель похудение, так и до если вы просто хотите сохранить форму.

Метаморфозы 90 дней — самые эффективные тренировки

Силовая тренировка выполняется по схеме шесть дней тренировка, после каждых шести дней делаем один выходной, и так далее в течении всего курса. После каждых десяти тренировочных дней (не забываем делать выходные через каждые шесть дней) меняем видео на новое. Итого программа рассчитана на 105 дней из них 90 дней тренировки плюс 15 выходных.

Приведенные ниже видео ориентируется на Omnicentric тип

Комплекс, предложенный Трейси – это классическая силовая нагрузка, в основе которой лежат движения тела, а не работа с отягощениями. Хотя здесь могут использоваться и небольшие гантели, и даже более серьезный вес, основная нагрузка создается тяжестью собственного тела и силой сопротивления мышц. Многие упражнения выполняются на коврике для гимнастики или йоги, поэтому он не будет лишним.

К сожалению, разработанные Трейси Андерсон видео-упражнения не выпущены в переводе на русском  языке. Но повторяя за тренером и следуя заданному ей ритму, можно тренироваться, даже не зная английского языка. Язык спорта универсален, главное – проявить желание понять его! Главное условие – не пропускать ни одного дня занятий, чтобы постоянно поддерживать мышцы на пике функциональной активности.

Рецепция

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 23 октября 2015 года

Проверить на соответствие критериям энциклопедичности.

Возможно, содержание этой статьи или раздела представляет собой произвольный набор слабо связанных фактов, инструкцию, каталог или малозначимую информацию новостного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения могут быть подробности.

  • Шекспировские Ромео и Джульетта написаны под влиянием IV-й книги Метаморфоз — о Пираме и Фисбе. Также эта история обыгрывается в пьесе афинских ремесленников в комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».
  • В 1613 году испанский писатель Луис де Гонгора написал иллюстрированную поэму о Полифеме и Галатее, которые описаны в XIII-й книге Метаморфоз.
  • В 1625 году скульптор Джованни Лоренцо Бернини завершил свою работу «Аполлон и Дафна».
  • В 1636 году в Польше была издана поэма «Przeobrażenia», перевод «Метаморфоз» за авторством польского писателя Якуба Жебровского.
  • В 1783 году австрийский композитор Карл Диттерс фон Диттерсдорф написал 12 симфоний на сюжеты книг Метаморфоз. Из них сохранились шесть, основанные на первых шести книгах.
  • В 1951 году английский композитор Бенджамин Бриттен написал программную сюиту для гобоя «Шесть метаморфоз по Овидию».
  • В 2012 году российский режиссёр Кирилл Серебренников поставил в Гоголь-центре по поэме Овидия одноимённый спектакль.

Quot;Метаморфозы» Овидия. Анализ.

Случайная страница | ТОМ-1 | ТОМ-2 | ТОМ-3 Архитектура Биология География Другое Иностранные языки
Информатика История Культура Литература Математика
Медицина Механика Образование Охрана труда Педагогика
Политика Право Программирование Психология Религия
Социология Спорт Строительство Физика Философия
Финансы Химия Экология Экономика Электроника

Общая характеристика античной литературы. Периодизация | Древнегреческий эпос. Гомер и его поэмы | Древнегреческая лирика. Общая характеристика. | Древнегреческая драма и древнегреческий театр | Древнеримская мифология | Эллинизация римской литературы и эволюция эпоса | Рыцарская куртуазная поэзия | Рыцарский куртуазный роман | Возрождение в Италии. Общая характеристика | Искусство маньеризма |

Литература

  • Ovid’s Metamorphoses. Books 1–5, ed. W. S. Anderson. Norman: University of Oklahoma Press, 1998. ISBN 978-0-8061-2894-8 (подробный и разносторонний комментарий к кн. 1-5 на английском языке).
  • Ovid’s Metamorphoses, Books 6–10. Norman: University of Oklahoma Press, 1989. ISBN 978-0-8061-1456-9 (подробный и разносторонний комментарий к кн. 6-10 на английском языке).
  • Albrecht M. von. Ovids Metamorphosen. Texte, Themen, Illustrationen. Heidelberg: Universitätsverlag Carl Winter, 2014. ISBN 978-3-8253-6320-8.
  • Galinsky G. K. Ovid’s Metamorphoses. An Introduction to the Basic Aspects. Berkeley etc.: Oxford University of California Press, 1975. ISBN 0-520-02848-1.
  • Лосев А. Ф. XIV. Овидий // Античная литература: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / А. Ф. Лосев, Г. А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др.; Под ред А. А. Тахо-Годи. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. — С. 358—374. — 464 с. — 161 000 экз.

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э.-17 или 18 г. н.э.)

Лука Синьорелли (ок. 1499-1502). Портрет Овидия

Римский поэт. Родился в г. Сульмон в Апеннинах (ныне Сульмона, примерно 140 км к востоку от Рима) в богатой провинциальной семье. Овидий вместе с братом, который умер в возрасте 20 лет, учился в Риме. Овидий отличался большими способностями в области риторики, политики, поэзии. Был знаком со многими римскими поэтами того времени: Проперцием, Тибуллом, встречался с Вергилием. Своё образование завершил в Афинах, а затем путешествовал по восточному Средиземноморью в сопровождении поэта Эмилия Макра. Вернувшись в Рим, вошел в высшее светское общество. Император август в 8 г. н.э. отправил Овидия в ссылку в город Томы (нынешняя Румыния, г. Констанца) в связи с интригой внутри императорской семьи. В этой ссылке поэт находился до конца своей жизни.

Памятник Овидию в Констанце

Писал лирические стихи, исторические поэмы, но шедевром его творчества являются «Метаморфозы». XI-XII вв. (эпоха Возрождения) назвали «веком Овидия» – именно в это время была велика мода на творчество Овидия. Многие поэты того времени подражали Овидию. Часто на Овидия ссылался Данте в своих произведениях, им восхищались Петрарка и Боккаччо, темы из «Метаморфоз» Овидия заимствовал Шекспир («Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта»), Мильтон и многие другие. Например, итальянский скульптор Д.Л. Бернини создал мраморную скульптуру «Аполлон и Дафна», сюжет которой основывается на одном из рассказов, включенных в «Метаморфозы» Овидия. Миф рассказывает о том, что бог солнца Аполлон хочет догнать нимфу Дафну, но она не хочет этого и просит помощи у богов. Скульптор запечатлел тот момент, когда настигаемая Аполлоном Дафна по воле богов начинает превращаться в лавр: Аполлон практически настиг беглянку, но пальцы рук Дафны уже превращаются в ветви, а ноги – в корни лавра.

Но постепенно к XVIII в. интерес к Овидию стал угасать.

Психея

Ещё одна богиня удовольствия в Древней Греции – это Психея, девушка с крыльями бабочки. Психея считалась воплощение души и, возможно, её порывов, удовольствия души, а также дыхания. Изначально она была смертной царевной. Историю Психеи описывает древнеримский писатель Апулей в «Метаморфозах».

Психея наиболее известна по мифу о другом боге наслаждения, Эроте. Психея была невероятной красавицей, которую сочли даже более прелестной, чем Афродита. Богиня гневалась за то, что её позабыли, и строила козни против Психеи. Так, она приказал Эросу внушить Психее любовь к недостойному человеку – самому жалкому и некрасивому. Также оракул сказал её отцу, что девушка должна быть принесена в жертву чудовищу.

Однако девушку унёс в свой дом Эрос, где сочетался с ней браком. Каждый день он приходил к девушке под покровом тьмы, но Психея не должна была видеть юношу. Её сёстры, завидуя счастью, подговорили девушку всё же взглянуть на Эроса, которого называли чудовищем. Психея нарушила запрет, поэтому богу пришлось покинуть его. Лишь позже, после скитаний, они воссоединились. Психею приняли на Олимп, она получила бессмертие.

Амур и Психея. Антонио Канова. Лувр. Париж, Франция.

Образ любви Амура и Психеи очень распространён в искусстве. Они воплощают светлую и нежную любовь, удовольствие от взаимных чувств и ласк. Но иногда в мифах встречается интерпретация, согласно которой девушка мстит божеству за преследования.

Художественные особенности

Советский филолог Сергей Ошеров написал вступительную статью к «Метаморфозам», изданным в книжной серии «Библиотека античной литературы» в 1977. В ней он анализирует литературно-художественные особенности поэмы и их связь с событиями, культурой, религией, бытом той исторической эпохи, в которую жил Овидий. Среди этих особенностей, в частности, можно выделить следующие.

Во-первых, Овидий отказывается от подробности мотивировок, от точного изображения времени и места, от второстепенных деталей, не имеющих отношения к чему-то важному для поэта, от эпической, гомеровской полноты, не ставит своей задачей договаривать всё до конца.
Во-вторых, поэт проводит тщательный отбор деталей, «неработающих» деталей нет. Отдаётся приоритет деталям наглядным и зрительным, а также космическим и символическим, призванным соединить прошлое и будущее со свершающимся сейчас, со всем мирозданием

Этим поэт добивается того, что фантастический мир поэмы, с одной стороны, обретает пластическую реальность, а с другой — становится миром, в котором всё взаимопереплетено и всё возможно.
В-третьих, метаморфоза у Овидия никогда не происходит мгновенно: обличье человека превращается в обличье другого существа постепенно. Метаморфоза в поэме — происходящий у читателя на глазах процесс, образ которого усиливается тем, что превращение является волшебным продолжением обыденного с точки зрения законов природы действия.
В-четвертых, Овидий не ставит перед собой цель чёткого композиционного деления (границы книг почти нигде не совпадают с границами эпизодов), он стремится к непрерывности повествования, о чём прямо говорит во вступлении к поэме «…от начала вселенной / До наступивших времен непрерывную песнь доведите» (I, 3-4). Этому же, в частности, способствуют сходства или контрасты настроений, мотивов в примыкающих друг к другу эпизодах, а также реминисценции, побуждающие вспомнить читателя какой-либо из предыдущих эпизодов и заметить в нём черты будущего.
В-пятых, для Овидия важна не только пластичная наглядность воплощения мифа, но и его психологизация, очеловечивание. В частности, в мире «Метаморфоз» любовь у Овидия может быть неразделенной любовью, любовью-страстью, любовью-наваждением, заставляющей забыть о нравственных нормах, увлекающих к преступлению, и т. д. Почти во всех случаях любовь — сильнейшее проявление личности, её суть. Даже боги знают чувства неразделенной страсти, разлуки, смерти возлюбленного.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Работатека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: