Проблемы современной парадигмы образования
Результаты опроса, проведенного ВЦИОМ, показали, что почти 50 % людей, проживающих на территории России, не работают по своей основной специальности. Почему? Чаще всего причины в маленькой зарплате и сложностях с трудоустройством. А 28 % опрошенных россиян и вовсе заявили, что по специальности не работали ни одного дня в своей жизни. Меньше года поработали по специальности 6 % респондентов, от года до пяти лет – 16 %, и 48 % — дольше пяти лет.
Проблемы современной парадигмы образования
Обычная картина для выпускников школ – отсутствие четкого представления о том, куда двигаться дальше. Часто они определяются с профессией, опираясь на мнение общества или родителей. И уже став студентом какого-либо вуза, молодой человек осознает, что выбрал не то. А кто-то понимает это лишь к тридцати, а то и сорока годам. Сейчас очень многие заново выстраивают карьеру, уже более осознанно выбирая для себя сферу деятельности.
Сложившаяся на сегодняшний день картина в некоторой мере является результатом так называемой «массовизации» высшего образования. Итогом такого принципа стали громадные потоки выпускников, число которых значительно превышало заявленные системой требования.
По сути, образование было поставлено на конвейер. В принципе, это хорошо, когда в определенных обстоятельствах требуется дать большому числу людей некий объем базовых знаний и навыков, как это было, к примеру, в 1919 (речь о массовой ликвидации безграмотности). Однако в условиях стремительно развивающейся экономики подобный подход к образованию в будущем станет совершенно неприемлемым и даже проблемным.
Проблемы современной парадигмы образования
На сегодняшний день буквально все сферы жизни приобретают некую персонификацию. Люди ждут персональных предложений от медицины, хотят иметь дело с личными консультантами и коучами, ищут подходящий лично для себя контент и т.п. Так почему же система образования в будущем должна оставаться массовой?
Если молодых людей изначально лишать возможности осознанного выбора профессии, они непременно проявят своё «я» в чем-то другом, в неких современных движениях и субкультурах. Так они попытаются донести до окружающих собственное видение мира.
Инсталляция JEM для миксования треков в Австралии
Студия Eness из Австралии создала инсталляцию JEM, чтобы привлечь людей в новый район Брисбена.
Инсталляция для создания электронных треков
С инсталляцией JEM прохожие могут самостоятельно создавать музыку, даже если они раньше этого никогда не делали. Чтобы замиксовать собственный классный трек, нужно зайти внутрь «клетки», которая переливается LED-диодами, и танцевать. Электронные треки подстраиваются под движения людей.
Чтобы понизить звуковой тон, можно пройти вглубь. Или лечь на пуфик, устроиться в гамаке и наблюдать за изменениями ритмов музыки, подсветки.
Прохожие создают собственные треки
Сила кофе
Кофейная промышленность Лондона ежегодно генерирует более 200 000 тонн отходов. Что же с этим делать? Идея предпринимателя Артура Кея состоит в том, чтобы с помощью своей компании bio-bean превратить 85% кофейных отходов в биотопливо для обогрева зданий и заправки транспорта. Компания уже является крупнейшим в мире переработчиком кофейных отходов. Она собирает кофейную гущу из крупных сетей и ресторанов, а также небольших кафе и доставляет ее на свой перерабатывающий завод в Кембриджшире.
Там гущу сушат и обрабатывают, прежде чем использовать ее для создания гранул и дров для биотоплива, биопластика и ароматизаторов.
Tilda и Readymag
No-code-конструкторы для сайтов тоже подходят для создания презентаций. В Tilda, например, легко превратить страницы макета в слайды, выбрав специальный блок. Посмотреть, как работает режим презентации, можно по ссылке.
Изображение: Tilda
Все ключевые возможности редактора доступны бесплатно:
- Много готовых шаблонов. Если не хочется ничего выдумывать, можно взять готовый дизайн, а затем вставить нужный текст и иллюстрации.
- Удобная вёрстка. Если вам всё-таки захочется создать свой дизайн, вы легко сможете настроить сетку и выравнивать по ней все элементы.
- Широкие возможности для дизайна и анимации. В Tilda легко редактировать иллюстрации, добавлять маски, создавать интерактивные элементы. Если освоить редактор, можно делать впечатляющие слайды.
Tilda — это всё-таки редактор для создания сайтов, и минусы у него соответствующие. Тут нет, например, опции редактирования диаграмм и возможностей для командной работы в бесплатной версии. Но если вы уже работаете в Tilda и вам нужно создать презентацию, возможно, тут будет вполне удобно.
Readymag — ещё один no-code-редактор, который можно приспособить для вёрстки презентаций. Но здесь нет опции слайд-шоу: презентацию нужно будет скроллить как обычный лендинг — вот так.
Изображение: Readymag
Как и в Tilda, в Readymag удобно верстать по сетке, а также можно легко добавлять и анимировать элементы. И минусы аналогичные — возможностей для визуализации данных тут нет, а командная работа доступна только в платных версиях.
Помощь в старости
Для многих пожилых людей повседневная жизнь – требует помощи со стороны близких. Роботы-ассистенты в этом случае необходимы и могут заменить сиделок.
Известный пример робота для ухода за больными и пожилыми людьми – японский Robear. Его основная задача – помощь в перемещении. Он способен поднимать и бережно переносить людей. За «нежность» прикосновений отвечает высокочувствительный датчик Smart Rubber.
Пока роботы-ассистенты далеки от идеального представления. Но те функции, которые на них возложены, они готовы выполнять безукоризненно. Они не устают, не отвлекаются и не отклоняются от правил. Возможно, отсутствие эмоций в этом смысле даже преимущество.
Читайте: 9 цифровых технологий, которые созданы для людей с ограниченными возможностями здоровья
Три кита образования после пандемии: семья, школа, цифра
Начнём с самого приземлённого варианта: отчёта Всемирного банка, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ о путях восстановления образовательных систем после пандемии. Его основная часть посвящена потерям из-за COVID-19, с которыми столкнулись дети и учителя по всему миру, и срочным восстановительным мерам
Но в финале авторы обращают внимание: страны мира могут учесть уроки пандемии и сделать школы в будущем более эффективными и устойчивыми. К чему же стоит стремиться, по мнению экспертов Всемирного банка?
- Главный урок пандемии они видят в том, что устойчивость школьной системы базируется на связи между школьной и домашней средой. И это не только вопрос чрезвычайных ситуаций и внезапных локдаунов: в любое время, чтобы учиться успешно, ребёнок должен получать поддержку в этом и в школе, и дома. Поэтому в системе образования будущего доступ к книгам, цифровым устройствам и интернету для учащихся — один из общественных и государственных приоритетов.
- С этим связана ещё одна черта, которую в отчёте называют необходимой, — поддержка и руководство для родителей в том, как организовать и насытить развивающую среду для ребёнка с первых лет жизни.
- Цифровое обучение в этой картине — не замена школьному, но важная часть гибридной системы. Поэтому программы подготовки учителей должны обязательно включать курсы по цифровой дидактике.
- И, конечно, в этой версии будущего более значимая часть бюджета государств направляется на нужды образования — в частности, на построение гибких гибридных систем.
Социальный мультимедийный проект в Чикаго Most Dangerous Street
В 2019 году в Чикаго реализовали социальный проект Most Dangerous Street, призванный решить важные задачи:
- донести серьезность закона безопасности;
- сообщить о локациях с высоким уровнем насилия при использовании огнестрельного оружия;
- повысить безопасность жителей Чикаго.
Социальный проект, реализованный с помощью мультимедиа
Интерактивная инсталляция показала последствия использования оружия, знакомила со статистикой и реальными случаями из жизни. Люди познакомились с историями 38 местных жителей, которые стали жертвами.
Как это было отображено: переулок заполнили 38 пересекающихся лазерных лучей, по одному на каждого убитого. При прерывании луча срабатывал оптический сенсор, после чего на стенах были спроецированы данные о человеке: его возраст, пол, дата и время несчастного случая.
38 пересекающихся лазерных лучей — по одному на каждую жертву. Источник
Реализован он был агентством FCB в коллаборации с UNIT9. Инсталляцию установили при содействии Совета Иллинойса по борьбе с насилием с применением огнестрельного оружия (ICHV).
Безграничный университет
Глобальная платформа по исследованию рынка образования HolonIQ изучает не только EdTech-компании, но и университеты. Результатом этой работы на протяжении 2021 года стал список из четырёх главных трендов, которые меняют высшее образование. Вместе они формируют картину будущего, очень похожую на недавно озвученную позицию ректора ВШЭ Никиты Анисимова: вместо жёстких продолжительных образовательных программ и гонки за дипломом студенты будут иметь дело с набором курсов в разных форматах и зачастую от разных провайдеров. Вот четыре тренда от HolonIQ:
- новые подходы к квалификации — работодатели и правительства будут признавать более широкий набор сертификатов, диплом вуза окончательно потеряет свою исключительную роль;
- тесная связь рынка труда и образования — работодатели будут напрямую влиять на наборы навыков, которые осваивают студенты, и обязательной частью карьеры станет дополнительное обучение или переподготовка в корпоративном университете;
- конкуренция на рынке высшего образования изменится — в ней появятся новые игроки и новые модели партнёрств, в том числе с частным сектором;
- наконец, само образование станет мультиканальным — в каждой программе будут сочетаться инструменты и форматы и дистанционного, и очного обучения.
Цифровые «близнецы», следящие за вашим здоровьем
В сериале «Звездный путь», который повлиял на наше представление о технологиях будущего, люди могли войти в медицинский отсек и пройти цифровое сканирование всего тела на предмет признаков болезней и травм. По словам создателей сканера Q Bio, появление такого оборудования в реальной жизни улучшило бы состояние здоровья людей и в то же время снизило нагрузку на врачей.
Американская компания построила сканер, который будет измерять сотни биомаркеров примерно за час: от уровня гормонов, жировых отложений в печени и маркеров воспаления до любого из видов рака. Она намеревается использовать эти данные для создания трехмерного цифрового аватара тела пациента, известного как «цифровой двойник», который можно отслеживать с течением времени и обновлять при каждом новом сканировании.
Генеральный директор Q Bio Джефф Кадитц надеется, что это приведет к новой эре превентивной персонализированной медицины, в которой огромные объемы данных не только помогут врачам определять приоритеты пациентов, требующих осмотра в первую очередь, но также будут использоваться для разработки более сложных способов диагностики заболеваний. Прочитать интервью с ним можно здесь.
Григорий Сапунов, сооснователь и CTO, Intento
Какие события в мире IT за последний год запомнились тебе больше всего? Что интересного случилось, какие сейчас есть интересные тренды, на которые стоит обратить внимание?
— Появляется больше интересного железа: специализированные процессоры для ML/AI, мобильные и не только (приходите на доклад!), programmable SSD, persistent memory, всё более быстрые беспроводные сети. Батарейки, кажется, только недостаточно прогрессируют.
— Много разных интересных вариантов распределённых вычислений, начиная с набившего оскомину блокчейна, к распределённому обучению нейросетей, которое уже давно commodity, federated learning, edge computing и т. д.
— Порог на вход в прикладной AI (в первую очередь речь о применении нейросетей) радикально снизился, многие интересные приложения уже можно собрать чуть ли не из готовых блоков, просто об этом ещё никто не догадался. Будьте первыми, кто догадается!
— Появилось огромное количество облачных когнитивных сервисов для обработки данных (машинный перевод, классификация картинок, распознавание речи и т. д.), которые в том числе можно обучать под свои задачи, почти ничего не зная про машинное обучение. Не надо создавать в компании отдел data science (если это не core-вещь для вас), не надо разворачивать и поддерживать свою инфраструктуру. Можно просто использовать, написав не самую сложную интеграцию.
— Развивается тема serverless, мне она нравится. Вроде бы уже можно осмысленно использовать, но, кажется, глобально там ещё поле непаханое.
Какие важные книги/статьи/выступления на тему разработки случились за последний год? Что порекомендуешь изучить тем, кто хочет быть в теме?
Много всего случилось в NLP (Трансформеры/BERT и их последователи), многое происходит в генеративных моделях (GAN и не только) и особенно в контексте deepfakes (кое-какой мой обзор есть здесь), много интересного произошло в области AI, умеющего играть в игры (OpenAI Five/Dota 2, AlphaStar/StarCraft, Pluribus/Poker).
Читайте свежие статьи! https://arxiv.org/, http://www.arxiv-sanity.com/, подпишитесь на интересных авторов в Google Scholar, подпишитесь на наш канал в телеграме: https://t.me/gonzo_ML.
Есть также видео моего сравнительно свежего выступления на тему архитектур нейросетей.
Посмотрите на Federated Learning.
Посмотрите на Swift for TensorFlow, поглядите на Neural Modules (nemo) от NVidia. Нейросети движутся путём традиционных языков программирования, к большей типизации и к более высокому уровню выражения ваших мыслей. Посмотрите на MLIR.
Если вы живёте в экосистеме JVM, поглядите в сторону Kotlin, если ещё не.
Что посоветуешь действующим разработчикам и тем, кто только учится? Чем заняться прямо сейчас, чтобы через год (два, пять, десять) быть востребованным на рынке труда?
Всё довольно банально.
— Освойте современный нейросетевой фреймворк (TensorFlow 2.0 или PyTorch), научитесь решать на нём разные задачи.
— Сделайте какой-то pet project и опубликуйте его (сайт-демонстрация, репа на GitHub, библиотека или свой фреймворк, статья, …).
— Следите за трендами, читайте статьи, смотрите, что нового выходит от Google, Facebook, DeepMind, OpenAI, Nvidia — продолжите список сами.
— Общайтесь с коллегами! Как вариант, устройтесь в компанию, где много умных людей вокруг заняты чем-то интересным для вас. Или подумайте про свой стартап и какой-нибудь интересный продукт, который вы могли бы сделать.
— Смотрите, что происходит в других областях ML, AI и CS (эволюционные вычисления, artificial life, neuro-symbolic computations, SAT-солверы, криптография, распределённые вычисления, квантовые вычисления, …), что происходит на стыке с гуманитарными дисциплинами.
— Не забывайте об этике и о том, какие задачи вы решаете и ради чего.
Да, и это всё было про ближайшие два года. Про следующие два скажу через год-два. На десять лет планировать сложно, но если вопрос стоит именно так, то получите какое-то хорошее фундаментальное образование (физика, математика, современная биология, …), оно не пропадёт. И будьте открыты миру!
Бонус
Вебинар с Ильей Рыжковым, куратором курса «Дизайнер интерактивных медиа», креативным директором студии LUNA PARK.
Вы узнаете:
- что такое дизайн интерактивных медиа и где он нужен;
- почему он становится все более востребованным;
- какие задачи решают медиа-дизайнеры и с какими инструментами работают;
- как начать свой путь в профессии и построить карьеру;
- сколько вы сможете зарабатывать.
профессия дизайнер интерактивных медиа
8 месяцев
профессия дизайнер интерактивных медиа
Станьте генератором идей и творцом, для которого мультимедийные технологии — главный инструмент. Вы узнаете, как создаются интерактивные объекты, лазерные шоу и световые инсталляции.
Научиться
10 125 ₽/мес.
5 100 ₽/мес.
Вместо лекционных корпусов — инновационный квартал
Об исследовании «Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности» мы уже писали. Фонд «Центр стратегических разработок» (ЦСР), Университет 2035 и ВЭБ.РФ изучили современные западные подходы к развитию университетских кампусов и оценили, какие идеи могут реализоваться в России. Идеальный кампус будущего, судя по их выводам, совсем не похож на сегодняшний:
- в корпусах университетов будет больше помещений разного типа — от оснащённых исследовательских лабораторий до аудиторий, легко трансформируемых для разных задач, и доступных пространств для самостоятельной работы и отдыха;
- студенческие общежития сменятся корпусами с комфортными квартирами под аренду — современным студентам часто приходится учиться онлайн, а в общежитиях для этого нет условий;
- но самое главное — инфраструктура вузов откроется городам, и вокруг исследовательских центров сформируются инновационно-образовательные кварталы с бизнес-инкубаторами, лабораториями и офисами технологических компаний.
Каков следующий шаг в развитии AR/VR-технологий? Мнение «ЛАНИТ-ТЕРКОМ»
Есть много тенденций, которые влияют на постоянно растущий рынок расширенной реальности. Они разнообразны, но сегодня мы сосредоточимся на одной – стремлении охватить технологией AR все больше объектов, а также роль GeoPose (геопозы). Объясним на простом примере, что все это значит.
Устройства с поддержкой AR могут проводить локализацию по кадрам, находящимся в облаке точек, на статичных объектах: например, можно навести телефон с установленным AR-приложением на здание или промышленное оборудование и увидеть на экране справочную или ознакомительную информацию о них. Телефон распознает, в каком месте в помещении или на улице он находится, соотнося информацию в кадре с облаком точек – в нем хранится карта 3D-реконструкции помещения или объекта. Однако стоит поменять сцену, переместив телефон в сторону, или подвигать статичный предмет, картинка пропадает. Встает вопрос, как решить эту проблему и научить технологию считывать информацию с движущихся объектов. Разработчики инновационных решений задумываются об этом и видят ключ решения проблемы в GeoPose.
Геопоза отличается от GPS тем, что помимо местоположения включает в себя ориентацию устройства в пространстве. GeoPose позволяет понять, в какую сторону вы направили устройство и как оно было расположено относительно этого направления. Геопоза лежит в основе систем визуального позиционирования AR Cloud – наиболее перспективного вектора развития AR. Облако AR Cloud представляет собой точную модель окружающего мира, представленную в масштабе 1:1, она обновляется в режиме реального времени.
Зачем и кому нужны эти решения? Какие идеи можно будет воплотить с их помощью? Есть три главных драйвера: интерес общества к опыту погружения и получение новых возможностей для творчества, которые дарит AR; технологические прорывы и достижения, благодаря которым это станет возможным (например, распространение сети 5G и появление более полных и совершенных 3D-карт) и потребность бизнеса экономить ресурсы и повышать конкурентоспособность с помощью прорывных технологий.
Новые возможности сделают дополненную реальность доступной на любом устройстве вне зависимости от того, движется объект или стоит на месте. Например, пользователь смартфона или носимых портативных устройств с поддержкой AR сможет «на ходу» посмотреть маршрут проезжающих мимо автобусов или убедиться, что в них есть свободные места. Все это станет возможным в ближайшем будущем, но, как отмечалось во вступлении к статье, пик развития XR ещё только предстоит пережить, поэтому стоит запастись терпением.
Новогоднее шоу на небоскребе Бурдж-Халифа
дизайнер интерактивных медиа
профессия | 8 месяцев
дизайнер интерактивных медиа
Проектируйте мультимедийные объекты на стыке технологий и реальности
5 100 ₽/мес.
10 125 ₽/мес.
пройти курс
Яркое представление на небоскребе Бурдж-Халифа устраивают каждый год. В 2022 году для шоу было задействовано более полутора тонн фейерверков, 60 проекционных лазеров.
Запись трансляции нового лазерного шоу «В канун чудес» (Eve of Wonder) на небоскребе Бурдж Халифа, 2022 год дизайнер интерактивных медиа
профессия | 8 месяцев
дизайнер интерактивных медиа
Проектируйте мультимедийные объекты на стыке технологий и реальности
5 100 ₽/мес.
10 125 ₽/мес.
пройти курс
Мы расскажем про праздничное шоу 2019 года, так как именно оно вошло в книгу рекордов Гиннесса сразу с двумя рекордами — самый высокий и самый большой фасад со светодиодной подсветкой.
Новогодняя ночь в Бурдж-Халифа в 2019 году
Самый высокий медиафасад на планете создала компания SACO благодаря инновационной технологии V-Stick. Это компактное видеоприспособление с высокоэффективными светодиодами, расположенное так, чтобы его не было видно. Каждый светодиод на нем — это пиксель. Всеми пикселями можно управлять по отдельности, задавать однородный статический цвет или динамический видеоэффект. Специально для Бурдж-Халифа сконструировали 6 различных видов V-Stick.
Для сравнения: в 2019 году использовано 1 139 144 RGB-пикселей и более 250 км кабеля. Новая система светодиодных технологий и обработки видео обеспечивает разрешение в 20 раз больше по сравнению с предыдущей, которую устанавливали в 2015 году. Старый LED-дисплей (2015 года) состоял из 70 000 светодиодных панелей и 72 км проводов.
Бурдж-Халифа в новогоднюю ночь. Источник
Владелец небоскреба EMAAR захотел получить видео высокого разрешения по всей высоте Бурдж-Халифа, но не позволил сверлить фасад. Поэтому сконструировали кронштейн из нержавеющей стали, «обнимающий» фасадную часть, с зажимом сзади. Кронштейн отполировали до блеска, чтобы он визуально сливался с фасадом. В итоге получился бесшовный линейный объект, который не виден, пока не включают свет.
Бурдж-Халифа, закулисье
Была еще одна сложность: нельзя, чтобы жителям и гостям помешала установка оборудования. При этом у Бурдж-Халифа сложная геометрия. Рассчитали расположение каждого элемента на фасаде с помощью искусственного интеллекта.
Систему изготовили в Монреале и привезли в Дубай. Рядом с небоскребом арендовали два складских помещения. На месте соорудили только стационарные крепления.
Проект 2019 года в цифрах:
- 828 м — высота небоскреба Бурдж-Халифа в Дубае;
- 770 м — высота медиаэкрана, установленного компанией SACO Technologies;
- 28 км — длина V-Stick (тонких LED-палочек длиной от 30 до 50 см) на фасаде Бурдж-Халифа;
- 7 месяцев — столько длились разработка и выполнение проекта;
- 80 промышленных альпинистов привлекли для установки LED-элементов на фасаде;
- более 500 км альпинисты прошли по зданию в процессе установки медиаэкрана вручную;
- 1 видеопроцессор SACO поддерживает работу всей подсветки небоскреба.
Искусственные глаза
Бионические глаза были основой научной фантастики на протяжении десятилетий, но теперь исследования реального мира начинают догонять дальновидных фантастов. На рынок выходит множество технологий, которые дают возможность видеть людям с различными нарушениями зрения.
В январе 2021 года израильские хирурги имплантировали первую в мире искусственную роговицу 78-летнему полностью слепому мужчине. Когда его повязки были сняты, пациент мог сразу же читать и узнавать членов семьи. Имплант естественным образом срастается с тканями человека, поэтому тело не отторгает его.
В 2020 году бельгийские ученые разработали искусственную радужную оболочку глаза, приспособленную к умным контактным линзам, которые корректируют ряд нарушений зрения. Ученые даже работают над беспроводными мозговыми имплантатами, для использования которых не нужно зрение.
Исследователи из Университета Монаша в Австралии трудятся над испытаниями системы, пользователи которой носят очки с камерой. Она посылает данные непосредственно на имплант, находящийся на поверхности мозга, и дает пользователю возможность видеть.
XR-технологии интегрируются в нас?
Технологии расширенной реальности начинают органично интегрироваться в человеческое тело. Один из способов – использование контактных AR-линз. Хотя AR-очки будут становиться лучше, дешевле и удобнее, они могут устареть и выйти из употребления, когда на смену придут AR-линзы. Они уже находятся в разработке. В 2020 году калифорнийский стартап Mojo Vision сообщил, что разрабатывает контактные AR-линзы с микро-светодиодными дисплеями, которые проецируют информацию в глаза пользователя.
Mojo Vision утверждают, что первоочередная задача линз – помочь людям с плохим зрением (линзы обеспечивают лучший контраст и дают возможность увеличивать объекты). Компания также планирует сделать устройства доступными для обычных потребителей, чтобы ими могли использоваться для проецирования статистики состояния здоровья и других полезных данных. Еще одна особенность линз в том, что они помогут улучшить зрение в условиях низкой освещенности (даже если со зрением нет проблем) или послужить телесуфлером для разговоров.
AR-линзы потенциально могут быть использованы для улучшения картинки окружающего мира, чтобы мы могли видеть его таким, каким хотим. Допустим, вам очень не нравится безвкусно разукрашенный фасад дома соседей. В будущем линзы могут поменять это за вас, и вы увидите дом в любом цвете, который выберете. Или, например, вы замечаете впечатляющее здание и хотите знать, кто его спроектировал и когда оно было построено. Линзы смогут разместить эту информацию прямо перед вашими глазами. Все это еще больше стирает границы между реальным и виртуальным миром.
40 необходимых навыков, которые даст образование будущего
Результаты исследований, проведенных компанией McKinsey, показали, что в образовании будущего важной отправной точкой станет DELTAs. Это 40 навыков, гарантирующих человеку успешный профессиональный рост
Ученые убеждены, что правительствам разных стран непременно следует учитывать это в образовательных реформах и что обучение обязательно должно включать в себя овладение данными навыками.
По прогнозам McKinsey (и других экспертных компаний) на рынке труда в ближайшие десятилетия произойдут глобальные перемены. Множество профессий утратят свою актуальность, миллионам людей придется как-то адаптироваться в жизни, и они не смогут обойтись без переподготовки.
Результаты исследований McKinsey были опубликованы в июне 2021 года. Сами исследования проводились еще в 2019-м, до начала пандемии, которая, по мнению специалистов, ускорила изменения на рынке труда, и особенно это коснулось развития ИИ и цифровых технологий. Компания и раньше предсказывала глобальные сдвиги касательно востребованности тех или иных компетенций, а на фоне пандемии все эти тенденции не только подтвердились, но и усилились.
Роль искусственного интеллекта в образовании будущего
В упомянутом списке нет профессий, связанных с ручным трудом, считается, что они станут совсем мало востребованными. Не упоминается здесь и узкопрофессиональная деятельность. В список входят 40 действительно актуальных навыков, которые должно давать образование будущего. Все вместе они открывают перед обладателем следующие возможности:
- создавать то, что не в состоянии сделать ИИ или автоматизированные системы;
- находить применение своим знаниям цифровой среде;
- адаптироваться на современном рынке труда, легко справляться с новыми профессиональными задачами.
Популярные статьи
Высокооплачиваемые профессии сегодня и в ближайшем будущем
Дополнительный заработок в Интернете: варианты для новичков и специалистов
Востребованные удаленные профессии: зарабатывайте, не выходя из дома
Разработчик игр: чем занимается, сколько зарабатывает и где учится
Как выбрать профессию по душе: детальное руководство + ценные советы
Весь список разбит на четыре группы (с подгруппами внутри) навыков. Это: когнитивные, цифровые, межличностные и навыки саморегуляции.
Управление самосознанием:
- Понимание своих эмоций, значимых триггеров.
- Самоуправление, самоконтроль.
- Осознание своих сильных качеств.
- Порядочность, правдивость.
- Самостоятельная мотивация, самодостаточность.
- Уверенность в своих силах.
Навыки предприимчивости:
- Смелость, умение рисковать.
- Адаптация к переменам и инновациям.
- Активность, оптимистичность взглядов.
- Умение мыслить нестандартно.
Движение к целям:
- Решительность, выдержка.
- Ориентировка на победу.
- Настойчивость, самообладание.
- Отсутствие страха перед неопределенностью.
- Стремление к саморазвитию.
Способности к мобилизации других:
- Умение показать пример.
- Навыки ведения успешных переговоров.
- Мастерские способности к вдохновению других.
- Организационные качества.
Способности к мобилизации других
Выстраивание отношений:
- Способность к эмпатии.
- Умение вызывать доверие.
- Чувство такта, скромность, корректность.
- Коммуникативные навыки.
Слаженная работа в команде:
- Умение всех объединить.
- Способности к мотивации.
- Улаживание конфликтных моментов.
- Организация сотрудничества.
- Работа в качестве наставника.
- Расширение спектра возможностей и прав.
Образованность в сфере цифровых технологий:
- Цифровая грамотность.
- Способности к цифровому обучению.
- Навыки цифрового взаимодействия.
- Соблюдение цифровой этики.
Навыки в разработке и применении ПО:
- Программирование.
- Анализ данных, сбор статистики.
- Задатки алгоритмического и вычислительного мышления.
Навыки использования цифровых систем:
- Информационная грамотность.
- Умение работать со смарт-системами.
- Представления о кибербезопасности.
- Навыки в поддержке и техническом переводе.
По сути, образование будущего – это не какая-то непостижимая высокотехнологичная фантастика. Технологии, разумеется, будут важны, но главное, что должно давать образование – это готовить людей к адаптации в этом стремительно меняющемся мире, давать им необходимые знания и навыки для того, чтобы чувствовать себя уверенно и счастливо.
Осязаемая виртуальная реальность
Исследователи из Северо-Западного университета разработали прототип устройства, цель которого – сделать прикосновение ощущаемым внутри виртуальной реальности, используя гибкий материал, снабженный крошечными вибрирующими компонентами, которые можно прикрепить к коже.
Система, известная как эпидермальная VR, может быть полезна и в других случаях. Например, она способна передать прикосновение ребенка к дисплею члену его семьи, находящемуся в другой точке мира, или помочь людям с ампутациями вновь почувствовать касания.
В играх она может предупреждать игроков, когда происходит удар по соответствующей части тела персонажа.
Устройство состоит из 32 вибрирующих приводов на тонкой силиконовой полимерной пластине размером 15 х 15 см, которая приклеивается к коже и не имеет больших батареек и проводов.
Для передачи данных применяется технология связи ближнего радиуса (NFC), которая сегодня используется во многих смартфонах для мобильных платежей.
«В результате получилась тонкая и легкая система, которую можно носить и использовать неограниченное время», – говорит профессор Джон А. Роджерс, работавший над проектом.
Ученые надеются, что эта технология может, в конечном итоге, найти свое применение в одежде, позволяя людям с протезами носить рубашки виртуальной реальности, которые передают прикосновения кончиков пальцев.