Цели smart: 10 примеров + инструкция от топ-менеджера

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Например:

  • подскользнуться вместо поскользнуться,благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
  • без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
  • оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

  • Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
  • Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Виды грамматических ошибок:

  1. Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
  2. Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
  3. Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.
  4. Ошибочное образование формы числительного — С пятистамирублями.
  5. Ошибочное образование формы местоимения — Ихнегопафоса, ихи дети.
  6. Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пишао жизни природы.
  7. Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
  8. Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.Повествует читателей.
  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.Все были рады, счастливы и веселые.
  11. Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
  12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст, возникает такое чувство…
  13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  14. Ошибки в построении сложного предложения — Этакнига научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
  15. Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  16. Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замираетна мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

5 типичных ошибок в понимании и применении цикла Колба

Мы уже упоминали типичное упрощение-заблуждение: якобы по этапам цикла Колба нужно двигаться в строгой последовательности от CE до AE. Кроме того, многие даже не слышали о второй части модели — об учебных стилях и о том, что они могут влиять на то, как студент проходит этапы цикла. Рассмотрим, какие ещё ошибки чаще всего случаются при проектировании обучения с помощью цикла Колба.

Слепо следовать всем шагам цикла там, где это не нужно

Павел Безяев, лидер и сооснователь сообщества Digital Learning, рассказывает, что реализовывать все четыре шага цикла Колба в проектировании курса нужно далеко не всегда. Например, если у человека к моменту подхода к курсу уже сформирована мотивация, он понимает, какую проблему хочет решить обучением, то этапы конкретного опыта и рефлексивного наблюдения ему в курсе не нужны, он прошёл их самостоятельно. Но разработчики зачастую усложняют контент и подачу материала, проводя студента через все четыре фазы цикла и не задавая себе вопрос, зачем они это делают.

Тогда получается, что студент, которому нужно просто получить информацию, вынужден продираться к ней через дебри ненужных ему этапов. В этом случае, говорит Павел, цикл превращается в бездумное повторение методики без понимания её сути. Ничего, кроме раздражения, это у студента не вызывает.

Забыть о том, что некоторые этапы цикла могут пройти вне спроектированного курса

Сергей Жданов напоминает, как важен в модели Колба принцип непрерывной связи процесса обучения и опыта. При этом какие-то этапы цикла Колба, например активное экспериментирование, могут проходить за пределами образовательного пространства. В таких случаях, объясняет Сергей, полезно оснастить учащихся инструментами для самооценки или фиксации наблюдений.

Не создать опыт и не обеспечить рефлексию на самом деле

Елена Тихомирова уверена, что создание опыта и проектирование рефлексии у взрослых — отнюдь не тривиальная задача. Эксперт приводит в пример 3D‑симуляторы в играх о выживании в экстремальных условиях и сомневается, что задания типа «собери продукты на случай чрезвычайной ситуации в 3D‑корзину» могут обеспечить студенту конкретный опыт.

Сергей Жданов поддерживает эту мысль — он считает, что цикл Колба может «не поворачиваться» по тем же причинам.

«Опыт не равен действию, опыт не равен впечатлениям, опыт не равен образовательным результатам. Это вообще другая материя для проектирования. Она сложная и требует понимания сути целевой деятельности, а не просто структуры», — утверждает Сергей.

Не учитывать специфику применения цикла Колба в групповом обучении

Сергей Жданов предупреждает о важной особенности применения цикла Колба в курсе со сложным учебным материалом, предназначенном для неоднородной по уровню знаний группы участников. А именно: участники такого курса совершают личный переход по циклу не одновременно, а в разные моменты, индивидуально

Для модели Колба это нормальный и естественный факт, но многие разработчики обучения упускают этот нюанс и верят в то, что есть универсальный опыт, применимый ко всем студентам одновременно, или есть единственно верный вывод по результатам рефлексии этого опыта. От этого страдает и качество курса, и студенты.

Не адаптировать порядок этапов цикла под целевую аудиторию обучения

Сергей приводит в пример классическую задачу в корпоративном обучении — тренинги по продажам для уже опытных продажников. Здесь вряд ли стоит начинать с конкретного опыта, он уже есть у студентов. Чтобы «цикл повернулся», можно начать с концептуализации имеющегося опыта или даже с практики на усложнённых примерах.

Словом, подводя итог нашему обзору практики применения цикла Колба, можно сделать главный вывод: Дэвид Колб описал модель простую лишь на первый взгляд, но сложную и комплексную, если действительно в неё вникнуть.

Как связаны цикл Колба и модель опыто-ориентированного обучения

Цикл Колба — один из базовых элементов большой модели опыто-ориентированного обучения, которую разработал Дэвид Колб, американский теоретик обучения взрослых.

Первая версия цикла появилась в книге Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development («Обучение на основе опыта: опыт как источник обучения и развития») в 1984 году. На русском она не издавалась. В этой книге Дэвид Колб описал модель опыто-ориентированного обучения. Если коротко, то суть её в том, что обучение стоит воспринимать как непрерывный процесс. В основе этого процесса — трансформация личного опыта человека. Знание формируется параллельно трансформации опыта и зависит от индивидуальных особенностей учащегося и среды, в которой он находится.

Дэвид Колб развивал и углублял эту концепцию несколько десятилетий, начиная с восьмидесятых годов, написал нескольких книг и ряд научных статей в её поддержку. А ещё он основал и возглавил институт Experience Based Learning Systems (EBLS), который занимается поддержкой исследований и практик в области опыто-ориентированного обучения.

Колб, однако, не был пионером обучения, основанного на опыте. Его заслуга в том, что он обобщил и совместил уже существовавшие исследования и подходы. В частности — труды Джона Дьюи, Курта Левина, Жана Пиаже и других учёных.


Фото:  Amazon.com

Колб описал трансформацию опыта при обучении через цикл из проб и ошибок и выделил в этом процессе четыре этапа:

  • конкретный опыт;
  • рефлексивное наблюдение;
  • абстрактная концептуализация;
  • активное экспериментирование.

Это и есть знаменитый цикл Колба. При этом эффективное обучение, по мнению автора концепции, случается, когда студент проходит через все этапы цикла.

Важно понимать, что этим четырёхфазным циклом модель опыто-ориентированного обучения не ограничивается. В теории Колба есть второй объёмный блок — про учебные стили

Идея в том, что каждый человек в зависимости от особенностей внутренних когнитивных процессов, сформированных ранее учебных привычек и предпочтений тяготеет к более знакомым ему способам осваивать новое. Ему легче учиться, используя один или другой индивидуальный подход, выстраивая ту или иную стратегию.

Колб назвал эти предпочтения учебными стилями, классифицировал их и предположил, что они влияют на движение студента по фазам цикла обучения.

Изначально стилей было четыре, в более поздней версии модели их стало девять. Здесь мы не будем их рассматривать — это тема для отдельной статьи, потому что к разделению обучения на стили отношение сейчас неоднозначное (много критики). Мы сосредоточимся именно на цикле Колба. Кстати, эта часть модели удачно описана в третьей главе книги Сони Смысловой «Проектирование образовательного опыта».

Тем не менее стоит помнить о том, что в оригинальной теории Колба цикл обучения существует не сам по себе, а как часть большой модели. Дэвид Колб как бы накладывает стили обучения на цикл, и получается ещё более сложная мозаика.

Сергей Жданов, тимлид методистов направления «Высшее образование» в Skillbox, подчёркивает: Колб не просто рассказал про технологии обучения или изобрёл новый фреймворк для проектирования от опыта — он дал читателям сильную и системную теоретическую базу.

Во-первых, в книге Experimental Learning Колб не просто сослался на работы Дьюи, Пиаже и Левина, а провёл детальный разбор этих моделей и их теоретических оснований. Потом он сделал шаг в сторону нейронаук и посвятил часть второго издания книги объяснению работы человеческого мозга в процессе познания. Также поставил в своей работе фундаментальный вопрос о том, как устроена структура знания, и предложил читателям свою концепцию.

Во-вторых, учёный обоснованно сформулировал шесть принципов опыто-ориентированного обучения. Среди них широко известный тезис о том, что обучение — непрерывный процесс формирования знания. Есть и менее узнаваемые, но тоже важные принципы. Например, тезис о том, что что обучение — процесс разрешения человеком конфликтов между разными точками зрения на мир и что его можно рассматривать как своеобразный процесс адаптации к сложной и противоречивой окружающей действительности.

В-третьих, со временем Колб разобрал и опроверг несколько распространённых аргументов, которые встречаются в критической литературе про модель обучения от опыта. Например, некоторые считают, что автор игнорировал культурный, исторический и социальный аспекты в обучении. На самом деле Колб рассматривал их как составную часть внутреннего опыта студента, также влияющую на процесс обучения.

Четыре этапа цикла Колба

Согласно Колбу, учащийся формирует собственное знание, чередуя шаги получения опыта и трансформации этого опыта. Под получением опыта Колб подразумевал какую-то информацию, которую воспринимает студент. А под трансформацией — то, как именно учащийся усваивает, интерпретирует и использует эту информацию.

В цикле Колба всего четыре этапа или фазы, как их ещё называют. За получение опыта отвечают два этапа:

  • конкретный, то есть непосредственный опыт (Concrete Experience, CE);
  • абстрактная концептуализация (Abstract Conceptualization, AC).

За трансформацию опыта отвечают другие два:

  • рефлексивное наблюдение (Reflective Observation, RO);
  • активное экспериментирование (Active Experimentation, AE).

Разберём их подробнее.


Источник данных: D. Kolb. Experiential Learning: Experience as the source of Learning and DevelopmentИнфографика: Skillbox Media

Конкретный опыт (СE). Это ситуация, в которой человеку нужно совершить конкретное действие и получить новую порцию опыта — сделать что-то совсем новое или старое, но по-новому, заметить или почувствовать что-то новое.

Пример 1: продавец-стажёр пробует помочь посетителю магазина, чтобы тот совершил покупку, но тот отказывается и уходит.

Пример 2: домохозяйка замечает, что листья её фикуса пожелтели и засохли.

Рефлексивное наблюдение (RO). Это осмысление полученного опыта, наблюдение за своими эмоциями, чувствами, мыслями, примечание сильных и слабых сторон, формирование субъективного знания.

Пример 1: стажёр обсуждает ситуацию с наставником, отмечает сильные и слабые стороны своего общения с покупателем и делает выводы.

Пример 2: домохозяйка расстроена тем, что любимый цветок погибает, и хочет исправить ситуацию.

Абстрактная концептуализация (AC). Это размышление, в ходе которого появляются новые идеи и выводы, некие абстрактные концепции, обобщения.

Пример 1: наставник рассказывает стажёру о техниках продаж и стандартах работы с покупателем, рекомендует тематическую литературу. В результате продавец-новичок знакомится с новыми методами, теориями и фреймворками продаж.

Пример 2: домохозяйка изучает несколько тематических блогов или консультируется с профессиональными флористами и обобщает полученную информацию в несколько гипотез о том, что может спасти её фикус.

Активное экспериментирование (AE). Это пробное применение новых знаний на практике, тестирование, использование тех абстрактных концепций, которые учащийся сформировал на предыдущем шаге, и формирование у него понимания, как эти концепции работают на практике.

Пример 1: стажёр, общаясь со следующими покупателями, пробует применить несколько техник продаж, о которых узнал от наставника.

Пример 2: домохозяйка проверяет свои гипотезы: удобряет землю в цветочном горшке или перемещает фикус в более солнечное место.

Часто в литературе о модели опыто-ориентированного обучения встречается утверждение, что якобы проходить все четыре этапа нужно последовательно, от конкретного опыта (CE) до активного экспериментирования (AE). Но в оригинальной книге Колба этого тезиса нет. Учёный предполагал, что цикл может быть начат с любой фазы.

Если обратиться к нашему первому примеру с начинающим продавцом, то альтернативный цикл мог бы выглядеть так:

Абстрактная концептуализация (AC) — стажёр прошёл вводный инструктаж, на котором ему рассказали об основных техниках продаж, которые используются в компании.

Активное экспериментирование (AE) — на первой рабочей смене стажёр пробует применить конкретную технику продаж, пытаясь пройти по всем шагам согласно алгоритму.

Конкретный опыт (СE) — некоторые посетители в течение дня совершают покупки, некоторые — отказываются.

Рефлексивное наблюдение (RO) — стажёр обсуждает с наставником прошедший рабочий день, отмечая, насколько удалось применить конкретную технику продаж с каждым покупателем и как он ощущал себя в процессе.

Изюминка теории Колба в том, что полноценное и успешное прохождение каждого из этапов цикла возможно, только если студент достиг целей предыдущего этапа. Последнее случается не всегда, так как не всегда складываютсяч естественные условия для этого и не всегда помогают предложенные разработчиками обучения упражнения и активности.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

«Теория»

Часто можно услышать фразу вроде «это всего лишь теория» или «это моя теория». Если кто-то скажет тебе, что у него есть теория, то, вероятно, рядом с тобой ученый, философ или просто человек, не понимающий значения этого слова. Часто между теорией и гипотезой ставят знак равенства, а порой теорией и вовсе называют что угодно, что кажется логичным и взаимосвязанным. Снова знак равенства ставится между значениями разного «калибра».

Гипотеза — это предположение, выдвигаемое для объяснения чего-либо; строиться она может просто на логике или наблюдениях. Теория — это систематизированное описание, объясняющее и предсказывающее какое-то явление или событие. Теория ставит какие-то задачи и требует их решения; в случае успеха теория становится знанием. Если сильно упростить, то можно представить это как прямую линию, в начале которой находится наблюдение, потом — гипотеза, далее — теория и наконец — знание. То есть теория по определению не может быть «всего лишь теорией» — она последний этап перед «знанием».

4. «Ибо»/«дабы»

Тоже устаревшие слова и тоже часто применяются абсолютно не к месту, ибо многие просто не понимают их значения, и, дабы не выглядеть глупо, стоит залезть в словарь. Если лезть в словарь лень, то запоминай сейчас: «ибо» — это устаревшее «потому что», а «дабы» — не менее устаревшее «чтобы». А вообще, лучше эти слова совсем не использовать: они уже давно перешли в разряд «йа креведко». То есть уже не смешно и не оригинально.

5. «Банально»

Слово «банально» очень часто используют как синоним слова «просто», причём происходит это на каком-то подсознательном уровне: «Это банально невозможно», «У тебя это банально не получится» и так далее. При этом никто в здравом уме не скажет, что эти слова синонимы. «Банальный» — это «ничем не выделяющийся», «лишённый своеобразия»; если подбирать простой синоним, то подойдёт «обычный». И вряд ли для кого-то это большой секрет или открытие.

Но почему, даже зная значение, продолжают использовать это слово не к месту? Потому что через банальное подражание «Камеди Клабу» и желанию быть в тренде слово замусолилось и превратилось в «паразита».

6. «Факт»

Под «факт» пытается мимикрировать все подряд — всякие домыслы, личные мнения и даже простые сплетни. Вслушайся в слово «факт» — оно твердо как камень, и это неспроста. Факт — это то, что достоверно известно, нечто на 100 % реальное. Если подбирать синоним, то наиболее близким будет «истина».

«Я тебе факты говорю с аргументацией» — примерно в такой обёртке личное мнение продают под видом факта. Даже имея логичную аргументацию, мнение остаётся мнением, потому как твоя аргументация кажется логичной тебе, а кому-то, напротив, — лишённой рациональности.

«Они после клуба уехали вместе домой — наверняка переспали! Это факт!» А это уже сплетню или домыслы завернули в обложку факта. Может, и переспали, но может, и нет. Точно ведь неизвестно.

7. «Объективность»

Довольно часто под обвинением в необъективности скрывается просто личное несогласие, перемешанное с желанием выделиться. Ведь заявить, что «просто не согласен с автором или оппонентом, но ничем, кроме бранных слов, не могу подкрепить свою позицию», будет глупо. Поэтому можно объявить, что кто-то необъективен. Это слово зачастую воспринимается как коктейль из лёгкого оскорбления, язвительного неодобрения и щепотки претензий. В общем, им можно «стрелять» наугад, и порой оно будет попадать примерно в цель, но далеко не всегда.

Часто обвинение в необъективности можно услышать там, где ни о какой объективности в принципе речи быть не может. Становится очевидно, что довольно многие просто не понимают значения этого слова. Объективность — это непредвзятость, беспристрастность. Крайне редко можно встретить объективного комментатора, например. Почти всегда он болеет за одну из команд или за одного из бойцов.

«Опровержение»

Опровержение не синоним отрицания, хотя чаще всего используется именно в этом значении. Есть подозрение, что в этом «приравнивании» не последнюю роль сыграли СМИ. Это их заголовки пестрят всевозможными «опровержениями». Открываешь такую статью, а там всего лишь отрицание и никакого опровержения. Но это совсем не одно и то же — эти значения разного «калибра».

Отрицать кто угодно может что угодно. Человек может отрицать официальную науку или свою вину в суде, например. Простое отрицание не требует никаких дополнительных условий, но и не претендует на серьёзное рассмотрение. Опровержение, напротив, обязано быть подкрепленным какими-то фактами и контраргументами.

Орфографические, пунктуационные, графические ошибки

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

  1. На изученные правила;
  2. Негрубые (две негрубые считаются за одну):
    • в исключениях из правил;
    • ­в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
    • ­в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
    • выступающими в роли сказуемого;
    • ­в написании и и ы после приставок;
    • ­в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
    • ­в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
    • ­в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная): ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова

Важно!!! Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
Повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов)

Орфографические ошибки
В переносе слов; ­ Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта); ­ Прописная или строчная буквы в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог. при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание в названиях, с в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант); на правила, которые не включены в школьную программу. Например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную); Пунктуационные ошибки Тире в неполном предложении; Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; Запятые при ограничительно-выделительных оборотах; Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; В передаче авторской пунктуации; Графические ошибки Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания

Распространенные графические ошибки: Пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится); Перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов); Замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное); Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях… (следует: даже)

Смотри также:

  • Критерии оценивания сочинения
  • Решай и ЕГЭ по русскому языку с ответами.

Расширение возможностей

Как отмечают аналитики, развитие системы загоризонтной радиолокации — часть усилий радиотехнических войск Воздушно-космических сил России в рамках радиолокационной разведки в целом.

Для наращивания возможностей «по контролю использования воздушного пространства» России были созданы и уже применяются новейшие образцы радиолокационного вооружения, в частности комплекс «Наблюдатель ФСР и КВП», сообщил начальник радиотехнических войск Воздушно-космических сил РФ.

«Комплекс автоматических средств наблюдения и обработки информации о воздушной обстановке «Наблюдатель ФСР и КВП» предназначен для контроля использования воздушного пространства, обеспечения полётов воздушных судов и является первой в истории радиотехнических войск системой, в составе которой работают автоматические радиолокационные модули, не требующие участия операторов», — отметил Андрей Кобан.

  • Российские военнослужащие радиотехнических войск на учениях
  • РИА Новости

По словам генерал-майора, «возможности каждого радиолокационного модуля позволяют в автоматическом режиме вести радиолокационную разведку в радиусе до 450 км».

«В состав радиолокационного комплекса может входить до 20 модулей, что позволяет в автоматическом режиме контролировать полёты авиации над территорией площадью до 300 тыс. кв. км. Применение комплекса «Наблюдатель ФСР и КВП» совместно с системой обработки информации «ВКАО-М» позволяет существенно повысить уровень автоматизации процессов контроля воздушного пространства Российской Федерации», — заявил он, добавив, что такие комплексы уже «развёрнуты в границах Центрального промышленного района страны, где интенсивность воздушного движения наиболее высокая».

Кроме того, Кобан сообщил, что «продолжается работа по усилению контроля воздушного пространства в Арктической зоне и на востоке страны».

«В этом регионе несут боевое дежурство подразделения РТВ, оснащённые современными комплексами средств автоматизации «Фундамент-М» и РЛС дежурного и боевого режима, такими как «Небо-М», «Подлёт», «Каста-2-2», «Сопка» и другие», — отметил генерал-майор.

Ранее Минобороны сообщало, что два радиотехнических полка объединения ВВС и ПВО Центрального военного округа получили в этом году модернизированную подвижную радиолокационную станцию П-18РТ «Терек». Как уточняло оборонное ведомство, РЛС «позволяет в автоматическом режиме обнаруживать цель, отслеживать её координаты, а также пеленговать устройства постановки помех, определять их тактико-технические характеристики и выдавать информацию на командный пункт».

Также по теме


Преграда для невидимок: какими возможностями обладает российская РЛС «Прима»

«Рособоронэкспорт» начал продвижение на внешний рынок высокомобильной радиолокационной станции разведки и целеуказания «Прима». По…

В конце 2019 года в радиотехнические войска объединения ВВС и ПВО Восточного военного округа поступила радиолокационная станция 19Ж6П.

«Эта РЛС предназначена для обнаружения, опознавания и сопровождения воздушных целей, в том числе крылатых ракет, при воздействии активных и пассивных помех, а также отражений от земной поверхности и метеообразований», — говорилось в сообщении Минобороны.

Отмечалось также, что в новой станции была в том числе «увеличена дальность обнаружения воздушных объектов, введены новые режимы работы, выполнена автоматизация процессов сопровождения, инициализации и сопровождения целей».

По словам Ивана Коновалова, для создания эшелонированной системы обороны у России имеются все средства и наработки.

Михаил Ходарёнок, в свою очередь, добавил, что в перспективе всеракурсное радиолокационное поле будет обеспечено именно станциями загоризонтного обнаружения.

«Это существенно увеличит возможности радиотехнических войск, в том числе по ведению радиолокационной разведки», — заключил он.

В) принцип ответственности

4. Какой из перечисленных принципов, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов в работе психологов, гласит, что использование полученной информации осуществляется в рамках действующего законодательства?

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

… В основу организации сил и средств МС ГЗ положены следующие принципы. 1.Территориально-производственный принцип (создаются в основном на базе существующих учреждений и органов здравоохранения). … мед. помощи (ЭМП). 2. СМК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной. 3. Управление и …

Эшелонированная ПВО

Из материалов Минобороны РФ следует, что в арсенал войск противовоздушной обороны входят радиолокационные станции (РЛС), зенитные ракетные комплексы (ЗРК), средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), автоматизированные системы управления (АСУ), истребители (для сопровождения и воздушного перехвата иностранных воздушных судов). 

Опрошенные RT эксперты добавили, что задачи противовоздушной обороны способен выполнять самоходный лазерный комплекс «Пересвет», который с декабря 2019 года находится на боевом дежурстве в частях РВСН. Расчёты этих уникальных систем прикрывают подвижные грунтовые ракетные комплексы в позиционных районах. Из воздушных целей «Пересвет» способен поражать малогабаритные БПЛА.

  • Пуск зенитной ракеты

Ещё один российский комплекс вооружения, не имеющий аналогов в мире, — расположенная в Подмосковье система А-135, которую эксплуатирует 9-я дивизия ПРО. Её ключевые элементы — многофункциональная радиолокационная станция «Дон-2Н», командно-вычислительный пункт, комплекс передачи данных и шахтные пусковые установки (ШПУ), в которых находятся противоракеты.

Также по теме


«Ничего подобного в мире больше нет»: на что способна система ПРО Москвы

22 января свой профессиональный праздник отмечают подразделения противоракетной обороны, входящие в 1-ю армию ПВО-ПРО и защищающие…

А-135 способна мониторить пространство на высоте до 40 тыс. км и перехватывать боевые части МБР на расстоянии до 100 км.

Одним из главных военных преимуществ РФ западные аналитики называют наличие эшелонированной системы противовоздушной обороны, которое создаёт «воздушное минное поле» для средств нападения НАТО.

Пункты дислокации российских средств ПВО в западном армейском лексиконе обозначаются как A2/AD (система ограничения/блокирования доступа). Данный термин подразумевает возможность государства перехватывать средства воздушного нападения за сотни и десятки километров от границ и наносить превентивные удары по противнику.

В беседе с RT директор Музея войск ПВО в Балашихе Юрий Кнутов заявил, что командование Североатлантического альянса никогда не прекращало подготовку к потенциальной агрессии в отношении РФ. В качестве основного сценария рассматривается удар по ключевым объектам военной и государственной инфраструктуры России.

Он пояснил, что эшелонированная противовоздушная оборона предполагает отлаженное взаимодействие между всеми её элементами посредством автоматизированных систем управления, а также способность государства применять зенитные комплексы различного радиуса действия как основное средство перехвата авиации и ракет противника.

Военные выделяют ЗРК ближнего действия (до 10 км), малой дальности (до 30 км), средней дальности (до 100 км) и дальнего действия (более 100 км). Как отмечают в Минобороны РФ, ключевыми критериями эффективности применения зенитных комплексов являются мобильность, живучесть, скрытность работы, огневая производительность, степень автоматизации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Работатека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: