Постановка задачи и её анализ
Представьте, что мы хотим разработать программу для построения графиков функций. Давайте кратко изобразим основной функционал такой программы на диаграмме вариантов использования UML:
Разумеется, мы хотим, чтобы наше приложение обладало графическим интерфейсом. На данном этапе разумно будет разбить задачу построения диаграммы на две части:
-
Построить диаграмму для классов, ответственных за работу с пользовательскими математическими функциями.
-
Построить диаграмму для классов, ответственных за корректное отображение графических элементов в программе.
Классы, ответственные за работу с математическими функциями будут предоставлять возможность создавать объекты математических функций и подсчитывать таблицу значений.
Давайте определимся с тем, как мы собираемся работать с функциями. Во-первых, договоримся, что мы будем работать не напрямую с функциями, а только с их телами.
Именно поэтому в этой статье мы будем оперировать термином математическое выражение, а не термином функция.
Компьютер не может оперировать напрямую математическими выражениями, записанными в строке так же просто, как и обычными числами, записанными в коде программы.
Поэтому мы создадим набор классов, которые будут «знать», как работать с такими данными. Упрощённая схема создания математических выражений представлена на рисунке ниже.
Для того чтобы мы могли работать с телом функции, записанным в виде строки, необходимо разбить эту строку на элементарные части. Их чаще всего называют лексемами (от англ. «lexeme») или токенами (от англ. «token»). В данной статье мы будем использовать термин токен. Получить список токенов математического выражения можно, используя алгоритм сортировочной станции.
Затем из полученного списка токенов мы будем строить постфиксную запись выражения.
На этом этапе математическое выражение мы будем считать обработанным и готовым к работе. Чтобы вычислить значение этого выражения, мы будем подставлять вместе переменной какое-либо действительное значение.
Для удобства работы с нашим приложением нужно добавить возможность определения и использования именованных констант. Например, использование распространённых математических констант, таких как π = 3,141592.. или e = 2,71828.. будет очень удобным для пользователей.
В заключение, хочется отметить, что каждое серьёзной программе необходим механизм обработки ошибок. Наша программа не будет исключением. Пользовательские выражения будут проверяться на корректность математической записи.
Давайте подведём итог и выясним, какие классы нам будут нужны для решения поставленной задачи:
-
Класс для хранения математического выражения. Назовём его MathExpression.
-
Класс для разбиения строкового представления выражения на список токенов — MathParser.
-
Класс для построения постфиксной формы выражения из списка токенов — MathFormConverter.
-
Класс для работы с именованными константами — MathConstantManager.
-
Класс для проверки корректности пользовательского математического выражения — MathChecker.
-
Класс для подсчёта таблицы значений математического выражения — MathCalculator.
Работы будет много
Российские разработчики ПО в рамках максимально быстрого импортозамещения, должны будут в кратчайшие сроки написать более 2000 программ – CAD и PLM, пишут «Ведомости». Каждая утилита будет предназначаться для отечественной промышленности.
На выполнение этой задачи разработчикам будет выделено ровно семь лет – завершить труд они должны к 2030 г. В общей сложности от них требуется написать 2300 программ, о чем прямым текстом указано в дорожной карте «Новое индустриальное программное обеспечение».
Суть задачи очень проста. Такой гигантский объем программ, который необходимо поставить в кратчайшие сроки, связан в первую очередь с уходом иностранных разработчиков из России. Их софт годами использовался на предприятиях, но теперь это невозможно ввиду, как минимум, закрытия механизмов приобретения россиянами лицензий на них.
Финансовая составляющая разработки 2300 инженерных программ в дорожной карте приводится лишь частично. В ней сказано, что объем внебюджетных средств в период с 2020 по 2025 гг. должен составить 30,4 млрд руб., плюс еще 9,6 млрд руб. за то время должен вложить «Росатом».
Российская промышленность должна работать в российских САПР, считают авторы дорожной карты
На период с 2026 по 2030 гг. в документе говорится еще о 518 млн руб., что в сумме дает 40,5 млрд руб. При этом в карте нет ни слова о суммах, которые власти планируют выделить из федерального бюджета.
CDMA-450
Внедрение данной системы стало толчком к развитию сотовых сетей нового поколения. Плюс этого стандарта состоит в том, что здесь могут полноценно использоваться все частотные диапазоны систем подвижной сотовой связи. Его уже начинают активно использовать CDMA-телефоны (Украина тоже находится в зоне охвата).
Подобные сети обеспечивают большую дальность связи. Именно поэтому операторам не нужно строить множество станций. В области предоставления мобильного Интернета здесь также есть ряд преимуществ перед привычными GSM-операторами. Технология EV-DO обеспечивает широкополосный доступ со скоростью до 2,4 Мбит/с.
Передавать данные этой системой гораздо безопаснее, т.к. здесь используется специальный алгоритм шифрования и криптографическая аутентификация всех мобильных терминалов. Полезной рассматриваемая технология будет и для обычных граждан. Это объясняется тем, что при работе станций мощность излучения в 11 раз меньше, чем от GSM-сетей.
Из всего вышеперечисленного следует вполне закономерный вопрос о том, почему в России и СНГ CDMA-450-телефоны непопулярны? Причин, как оказалось, несколько:
- Отсутствие специального оборудования.
- Нет разнообразия в предлагаемых моделях и марках CDMA-телефонов.
- Отсутствие роуминга.
2.6 Frequency Hopping
Frequency Hopping (FHSS)методов расширения спектра
- Уменьшение влияния интерференции. Благодаря частой смене частоты, интерференция может влиять на сигнал лишь в течение короткого промежутка времени.
- Защита данных от несанкционированного доступа. Не зная алгоритма, по которому изменяется частота сигнала, невозможно выделить нужные данные из шумоподобного потока.
- Усложнение глушения сигнала. Frequency Hopping затрудняет «нацеленное» (т.е. глушение определенного устройства, либо совокупности устройств) глушение сигнала. В этом случае приходится глушить весь занимаемый диапазон частот, что требует использования более дорого и мощного оборудования.
Полумягкий и мягкий хэндоверы
Рисунок 7 13 Полумягкий хэндоверРис. 3.11
- Дополнительные каналы приемника Rake на базовых станциях.
- Дополнительные каналы передачи между базовой станцией и RNC.
- Дополнительные «тракты» Rake в подвижных станциях.
Рисунок 7 14 Мягкий хэндовер
- Жесткие хэндоверы при переходе с частоты на частоту, которые могут использоваться, например, для передачи подвижной станции с одной несущей частоты WCDMA на другую. Одним из приложений такого рода будут базовые станции с несколькими несущими, обеспечивающие высокую пропускную способность
- Межсистемные жесткие хэндоверы, которые используются для перехода с системы WCDMA FDD на другую систему, например, WCDMA TDD или GSM.
Что такое фрактал? Фрактальная геометрия (и немного топологии)
Топологическая размерность множества определяется как количество независимых параметров, необходимых для описания точки в этом множестве. Например, точка на плоскости описывается двумя независимыми параметрами (также известными как декартовы координаты точки), в этом смысле плоскость двумерна. По определению, топологическая размерность всегда является натуральным числом. Однако топологическая размерность ведет себя совершенно неожиданным образом на некоторых сильно нерегулярных множествах, таких как фракталы. Размерность Хаусдорфа предлагает другой способ определения размерности для таких множеств.
Пусть F – фрактал в трехмерном пространстве, а N(r) – минимальное число шаров радиуса меньше или равного r, необходимое для полного покрытия F по объему. Очевидно, что с уменьшением r N(r) становится больше. Грубо говоря, когда r стремится к 0, N(r) становится пропорциональным 1/rd, где d – действительное число. Число d называется размерностью Хаусдорфа для F. Размерность Хаусдорфа по сути определяет способность покрытой поверхности (в нашем случае фрактала) заполнять пространство; кроме того, она уточняет понятие топологической размерности, связывая её с другими свойствами пространства, например, такими как объём.
Интересно, что размерность Хаусдорфа чаще всего является дробной, а не целой. Например, если мы рассматриваем твёрдую сферу, то её размерность Хаусдорфа равна её топологической размерности. Однако если вместо этого мы рассмотрим полую сферу, то полученная размерность Хаусдорфа в конечном итоге будет числом между 2 и 3. Хотя это несколько необычно, но хаусдорфова размерность чаще всего является дробью, а не целым числом. Поэтому фракталы и другие сильно нерегулярные множества также имеют дробную размерность, которая обычно больше, чем их топологическая размерность.
Существует несколько тесно связанных между собой понятий возможных дробных размерностей. Обычно их называют фрактальными размерностями
Обратите внимание, что слово «фрактал» является неологизмом и как таковое семантически не связано со словом «дробный». Мандельброт формально определил фрактал как множество с размерностью Хаусдорфа, строго превышающей его топологическую размерность
Однако такое определение оказалось неудовлетворительным, поскольку оно исключало ряд множеств, которые явно должны рассматриваться как фракталы.
Как отмечает Кеннет Фальконер, «определение «фрактала» следует рассматривать так же, как биолог рассматривает определение «жизни» просто как список свойств, характерных для живого существа большая часть живых существ обладает большинством характеристик из этого списка, хотя есть живые объекты, которые являются исключением для каждой характеристики». Аналогично кажется лучшим рассматривать фрактал как множество, обладающее списком свойств, а не искать точное определение, которое почти наверняка исключит некоторые интересные случаи» .
Таким образом, фрактал F определяется как геометрический объект, в общем случае обладающий следующими свойствами:
- F имеет тонкую структуру, т.е. детализацию на произвольно малых масштабах.
- F слишком нерегулярен, чтобы его можно было описать традиционным геометрическим языком, как локально, так и глобально.
- F имеет некоторую форму самоподобия, по крайней мере приблизительно или стохастически.
- F имеет «фрактальную размерность» (определенную каким-либо образом), которая больше, чем его топологическая размерность.
- F имеет простое и рекурсивное определение в большинстве представляющих интерес случаев.
Фракталы обычно генерируются при помощи трех методов:
- Фракталы времени побега : определяются рекуррентным соотношением в каждой точке пространства.
- Системы итерированных функций (IFS): существует фиксированное правило геометрической замены.
- Случайные фракталы: они генерируются стохастическими, а не детерминированными процессами.
Фракталы также можно классифицировать по их самоподобию. Во фракталах выделяют три типа самоподобия, которые перечислены ниже в прямом соответствии с представленными выше методами генерации:
1. Квазисамоподобие: фрактал выглядит приблизительно (но не точно) идентичным в разных масштабах. Квазисамоподобные фракталы содержат маленькие копии всего фрактала в искаженной и вырожденной форме. Это свободная форма самоподобия.
2. Точное самоподобие: фрактал выглядит идентичным в разных масштабах. Это самый сильный тип самоподобия.
3. Статистическое самоподобие: фрактал имеет числовые или статистические показатели, которые сохраняются в разных масштабах. Это самый слабый тип самоподобия.
SAM
Уровень подготовки методиста: любой, но потребуется экспертность в другой сфере.
Где можно использовать: открытые массовые курсы, корпоративный сектор.
Формат: асинхронный.
SAM (Successive Approximation Model) — модель, которую называют «упрощённой» версией ADDIE. Если последняя описывает последовательный линейный процесс, то SAM предлагает серию коротких шагов с постепенным внедрением новых элементов и улучшений.
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media
Проще говоря, по этой модели можно быстро создать базовый курс и потом постепенно его изменять.
Модель предполагает три шага:
- Подготовка (Preparation) — методист собирает всю возможную информацию для будущего курса. Это могут быть интересные материалы, мнения экспертов и всё, что так или иначе связано с предметом. На этом же этапе составляется портрет целевой аудитории.После этого начинается мозговой штурм, причём участниками его могут быть и коллеги (например, другие методисты или продюсеры), и представители аудитории, и заказчик обучения. На этом этапе определяют, как будет выглядеть базовая версия продукта, или MVP.
- Итерационное проектирование (Iterative Design) — этот шаг включает подготовку программы и создание первой версии продукта, чтобы его могли оценить все заинтересованные стороны. Это важный момент: обратную связь получить проще, когда уже есть что оценить.
- Итерационная реализация (Iterative Development) — выпуск продукта и его постоянная доработка. Если создают, например, онлайн-курс, то он публикуется, а потом оценивается и дорабатывается столько, сколько потребуется.
Количество итераций в SAM практически не ограничено. Преимущества модели — в скорости подготовки, быстрой обратной связи и постоянных изменениях.
Что такое CDMA и WCDMA в телефоне?
В телефонах последних годов выпуска предусмотрено множество функций, в том числе и возможность использования разных стандартов связи.
Не все пользователи мобильных телефонов имеют достаточно уверенные знания о том, какими стандартами связи они пользуются для соединения с другими абонентами. Большинству потребителей услуг связи эти сведения могут понадобиться только в тех случаях, когда приходится выбирать новый телефон.
Внушительный список опций и характеристик пестрит множеством загадочных обозначений и аббревиатур, смысл которых либо угадывается с трудом, либо вовсе остается тайной за семью печатями. Что же кроется за буквенными шифрами CDMA и WCDMA, для чего они используются и можно ли без них сегодня обойтись?
Что такое CDMA в телефоне?
Как известно, существует несколько разных стандартов передачи данных в мобильной связи. Общепринятым стандартом для нашей страны и стран Европы стал стандарт GSM, однако в качестве альтернативы для него еще в 90-е годы был предложен стандарт CDMA, или Code Division Multiple Access (технология множественного доступа при кодовом разделении).
Если в GSM связи оцифрованные информационные пакеты разделены во времени, то в стандарте CDMA используется не только временное, но и кодированное разделение. Пакеты голосовой информации кодируются одним способом, пакеты личных данных абонента – другим, а интернет-соединение использует третий способ кодирования. Благодаря этому все данные могут передаваться одновременно, не мешая друг другу.
Если в телефоне имеется не только GSM, но и CDMA, это значит, что у вас двухстандартный телефон, способный работать в сетях с разными принципами кодирования сигналов. На самом деле CDMA является более качественным, высокоскоростным и надежным стандартом. Принятие в качестве основного стандарта для стран Европы GSM связи многие специалисты считают серьезной ошибкой.
Что такое WCDMA в телефоне?
Еще одним стандартом связи, который сегодня широко используется в построении 3G сетей, является WCDMA. Эта аббревиатура расшифровывается как Wideband Code Division Multiple Access, т.е. широкополосный CDMA стандарт.
Как понятно из названия, WCDMA является одним из вариантов стандарта CDMA, использующим широкополосный доступ связи. Он является основным для мобильных операторов Японии, благодаря чему в этой стране раньше других появился и стал общедоступным беспроводной интернет.
Сегодня на принципе WCDMA осуществляется построение сетей 3G, которые обеспечивают высокую скорость и надежность обмена данными (на небольших расстояниях до 2 Мбит в секунду, при значительном удалении от базовых станций – до 384 Кбит в секунду).
WCDMA использует широкополосный доступ, диапазон которого составляет 5 МГц. Технология WCDMA обладает существенно более широкими по сравнению с GSM стандартом возможностями: позволяет одновременно передавать голосовой сигнал, видеосигнал и пакеты цифровой информации.
Одним из достоинство WCDMA является отсутствие привязки к конкретному территориальному расположению базовых станций. Используя этот стандарт, вы не замечаете, что переходите из одной зоны в другую во время движения – например, при поездках на автомобиле или в поезде. Вы даже можете пересечь границу между странами, но это не отразится на принимаемом сигнале.
В большинстве современных телефонов предусмотрено использование стандарта WCDMA, который предоставляет качественный, быстрый и надежный беспроводной интернет и другие услуги беспроводной связи, в том числе обычную мобильную телефонию.
Нужны ли сегодня CDMA и WCDMA в телефоне?
Стандарт CDMA до сих пор используется для работы некоторых сетей беспроводной связи, функционирующих в России – наиболее известной из них является «SkyLink». Чрезвычайно распространен CDMA в Китае, где он используется практически наравне с GSM.
Многие операторы в различных странах мира уже успели убедиться в его надежности и перспективности. Что касается WCDMA, то он уже используется в России для предоставления услуг 3G связи. Поэтому при выборе нового телефона обязательно ищите в его характеристиках упоминание о наличии стандарта WCDMA.
ALD
Уровень подготовки методиста: опытный специалист.
Где можно использовать: корпоративное обучение, высшее образование.
Формат: синхронный.
Модель ALD (Agile Learning Design) пришла в педдизайн из бизнес-сферы. Agile — это гибкий подход к разработке продукта, поэтому и модель отличается гибкостью и скоростью. Она идеальна в ситуациях, когда студентов нужно быстро привести к финальному результату.
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media
Проектирование по ALD означает постоянные модификации, перестройку контента под учеников и ориентацию на конкретные практические задачи.
Алгоритм проектирования похож на модель SAM, но есть несколько особенностей, которые нужно учитывать:
- Обучение построено на спринтах — то есть фиксированных по времени коротких этапах с чётким конечным результатом.
- Для каждого этапа обучения готовятся подробные описания, инструкции и шаблоны, чтобы быстро привести студентов к цели.
- Материал подаётся максимально сжато, долгих рассуждений и объяснений эта модель не предполагает.
Съедобная опера
Будем честны — опера нравится не всем. Но если вам не нравится то, что вы слышите, быть может, опера понравится вам на вкус.
Луиза Эшкрофт
Лондонские художники Майкл Бёртон и Мичико Нитта нашли способ превращать голос оперного певца в незабываемый вкусовой опыт. Вместо кастрюлей и сковородок Бёртон и Нитта придумали «альгракультуру» — научно-фантастический костюм из труб, обвивающихся вокруг тела носителя, при этом одна трубка вставляется в рот. Так случилось, что первым владельцем костюма стала Луиза Эшкрофт — меццо-сопрано с особенно сильным голосом.
Каждый раз, когда Эшкрофт поёт, она выдыхает углекислый газ, который идёт по трубам вниз и в итоге попадает к колонии водорослей глубоко внутри костюма. Эукариоты поедают углекислый газ, а с помощью некоторых быстродействующих удобрений к концу выступления Эшкрофт они становятся большими, вкусными и готовыми к употреблению.
Мало того, что дыхание певицы играет важнейшую роль, голос Эшкрофт также влияет на цвет, текстуру и вкус водорослей: от того, как она поёт, они могут получиться горькими или сладкими.
Диаграмма вариантов использования
Диаграмма вариантов использования (англ. use-case diagram) – диаграмма, описывающая, какой функционал разрабатываемой программной системы доступен каждой группе пользователей.
По ходу этой статьи мы разберём элементы этой диаграммы, которые чаще всего применяются при построении, на множестве небольших примеров диаграмм и на примере одной большой диаграммы. Эта большая диаграмма будет использоваться при проектировании какой-нибудь программной системы. В качестве такой системы давайте выберем информационную систему для школы (можно рассматривать ее как сайт или как отдельное приложение). Пример, разумеется, демонстрационный и не претендует на законченность.
В этой системе можно выделить следующие группы пользователей:
-
Обучающиеся
-
Преподаватели
-
Классные руководители
-
Заместители директора
Каждая из групп пользователей может пользоваться нашей системой по-своему.
Обучающиеся могут:
-
Смотреть расписание
-
Просматривать свои оценки
Преподаватели могут:
-
Размещать материалы для уроков
-
Выставлять оценки в электронный журнал
Классные руководители могут делать все то же самое, что и преподаватели плюс:
Составлять расписание родительских собраний
Заместители директора могут:
Составлять расписание
Публиковать посты с важной информацией
Кроме того, у системы есть функционал, который доступен всем группам пользователей. В разрабатываемой нами системе актуально будет добавить мессенджер, в котором можно будет быстро связываться с интересующим человеком. Получается, эта функциональность должна быть доступна каждому пользователю. Так и запишем. Все пользователи могут:
Отправлять сообщения
Получилось много пунктов, которые может быть сложно уложить в голове. Для того чтобы быстро ориентироваться в этих пунктах, мы и хотим научиться строить диаграммы вариантов использования.
А теперь, когда мы выделили группы пользователей и функциональность системы, начнём строить диаграмму, чтобы зафиксировать и структурировать полученные данные.
Лица, сделанные из ДНК
https://youtube.com/watch?v=IIh9X-EZsjI
Большинство людей не обращают никакого внимания на прилипшие к тротуару жевательные резинки. Но не Хизер Дьюи-Хагборг: она проводит свои дни на улицах в поисках выброшенной жвачки, окурков, прядей волос — чем свежее, тем лучше. Дьюи-Хагборг использует эти мерзкие на первый взгляд подсказки, чтобы получить представление о чужих лицах. Ключ — в ДНК.
Своё ДНК вы разбрасываете повсюду: вы бросаете окурок или теряете волос — и оставляете ключ к вашей личности. Эти ключи Дьюи-Хагборг приносит в Бруклинскую биотехнологическую лабораторию под названием «Genspace». Там она выделяет из мусора последовательности ДНК (например, те, что отвечают за черты и размеры лица, пол, цвет волос, вероятность ожирения и прочее) и вбивает данные в компьютерную программу. Затем она создаёт «портрет» курильщика или любителя жевательной резинки. Конечно, лица не являются идеальными копиями оригиналов, но, по словам Дьюи-Хагборг, «семейное сходство» есть.
Хизер Дьюи-Хагборг
Поскольку нью-йоркская художница не может определить возраст, все её модели выглядят лет на 30. Когда она заканчивает портрет, она печатает его на 3D-принтере и — вуаля! — фотография без фотоаппарата.
Проект под названием «Странные видения» — удивительный пример того, как далеко мы продвинулись в технологиях. Работа Дьюи-Хагборг может оказаться полезной не только для искусства — однажды судебно-медицинский эксперт попросил её помочь опознать тело неизвестного человека.
Но есть и много жутких последствий. Если даже художница с улицы может воссоздать облик незнакомого человека, то на что способно правительство? Дьюи-Хагборг хочет, чтобы именно об этом мы и задумались. «Странные видения» — это вопрос о личной жизни и слежке. Но одно можно сказать наверняка: этот проект заставит человека дважды подумать, прежде чем кинуть окурок на мостовую.
Кодовое разделение каналов CDMA
При кодовом разделении каналов на одной фиксированной частоте все абоненты передают информацию одновременно. Они пересекаются по частоте и по времени. Тогда почему они друг другу не мешают?
Как формируются сигналы при CDMA
Рассмотрим? как формируется сигнал для кодового разделения каналов на примере 2-ФМн сигнала и кодах Уолша.
На осциллограмме (1) присутствует информационный сигнал, т.е. полезная информация. Информационный сигнал (1) перемножаем с кодовой последовательностью Уолша (2). У последовательности Уолша есть длина, у нее 8 импульсов на последовательности. Вся длина последовательности должна уложиться в длину символа. Длительность последовательности = длительности символа.
Когда начинает передаваться следующий символ, кодовая последовательность начинает опять циклически повторяться от символа к символу. Когда символы “1” и “2” перемножаем с кодовой последовательностью Уолша получаем модулирующую последовательность (3).
Осциллограмму (3) и будем подавать на модулятор. Если символ “1”, тогда кодовая последовательность какая была, такая и осталась. Если символ “0”, тогда последовательность перевернулась.
Когда осциллограмму (3) подаем на модулятор формируется сигнал с двоичной фазовой модуляцией (2-ФМн), но фаза здесь меняется не каждый информационный символ, а будет определяться частотой следования импульсов кодовой последовательности. Скорость манипуляции — как часто меняется параметра гармонического сигнала. В даннам случае фаза. Здесь скорость манипуляции в 8 раз больше, чем символьная скорость.
Структура модулятора CDMA
На рисунке выше (способ 1) есть последовательно Уолша, Ts — это длительность информационного символа, а Tch — длительность чипа. N — длина кодовой последовательности (КП). Длительность чипа будем 8 раз меньше длительности символа.
Второй пример формирования cdma. Изменен порядок перемножения. Один импульс кодовой последовательности называется чипом. В примере последовательность включает 8 чипов.
Информационный символы (1) подаем на фазовый модулятор и уже сигнал (2) перемножаем с кодовой последовательностью Уолша (3). В этом примере переставили порядок действий, но результат получился тот же самый.
Во втором способе сначала подали сигнал на модулятор, а затем перемножили с последовательность Уолша.
На картинке видим источник сигнала (Random Integer), подаем сигнал сначала на модулятор и потом перемножаем (Product) с последовательностью Уолша (Walsh Code Generator).
Наука в глазах смотрящего?
[mybigimg2 src=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2018/03/Train_Liverpool_Manchester.jpg» subs=»Поезд на линии Ливерпуль-Манчестер»]
Определенный разрыв между искусством и естественными науками произошел в XIX веке. И тут, скорее, наука стала дистанцироваться от искусства, когда подавляющее большинство ученых перестали размышлять о художественности как о средстве, с помощью которого можно объяснять и распространять научную информацию. А вот творческие деятели наоборот с восторгом взаимодействовали с наукой в плане поиска новых средств и материалов. Например, французские химики в начале XIX века изобрели недорогие смешанные краски, упакованные в тюбики, и синтетические пигменты, которые художник мог сам смешивать между собой. Изобретение фотографии и вовсе высвободило возможность сосредоточиться на визуализации идей, а не на художественном отражении реальности. А, к примеру, художники-сюрреалисты XX века сосредоточились на выявлении бессознательного в своем творчестве, прямо вслед за теорией психоанализа Зигмунда Фрейда.
Однако наука в то время стала с растущим скепсисом относиться к тому, чтобы вести и представлять исследования через эстетизацию. В 1959 году британский ученый и писатель Чарльз Перси Сноу писал, что «интеллектуальная жизнь всего прогрессивного общества все больше разделяется на две полярные группы». Так он говорил о различиях между учеными и людьми искусства. Для многих наука тогда стала воплощать рациональный и аналитический аспект человеческого опыта, в то время как искусство стало четко ассоциироваться с эмпатией и самовыражением. Эти различия усугубились еще и тем, что наука стала ответственной за официальное повествование о нашей жизни: через медицину, генетику, физику и т. д. А современное искусство приобрело статус исключительно субъективного высказывания.
Такую ситуацию прекрасно иллюстрирует история Ричарда Тейлора, известного физика и профессора из Орегонского университета. Во время собеседования при приеме на работу в вуз члены комиссии увидели в его резюме строчку о том, что физик увлекается живописью. Один из преподавателей даже заметил: «Ах, да, когда я прочитал, что вы ходили в художественную школу, я захотел бросить ваше заявление в мусорное ведро».
Прошло некоторое время, и в 1999 году Ричард Тейлор прославился на весь научный мир тем, что открыл в полотнах художника Джексона Поллока фрактальные структуры. Об этом написали многие авторитетные издания — от Nature до Scientific American, несколько телекомпаний сняли документальные фильмы, а сам Тейлор презентовал свое открытие на нобелевском симпозиуме по квантовой физике. Но перед этим ученый столкнулся с массой критики и сомнений относительно целесообразности своего подхода. К счастью, сегодня, как и последнее десятилетие в принципе, переплетение науки и искусства все чаще признается удачным способом осуществления научной коммуникации. Остановимся на этом поподробнее.
[mybigimg2 src=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2018/03/1024px-Modern_art_wall_splashed_handyman_dripped_free-form_painting.jpg» subs=»Джексон Поллок «Торнадо на закате»»]
Заключение
Подытоживая данный обзор, напомним, что теория и практика – это две разные вещи. Новые методики и технологии и их внедрение – это своеобразный вызов команде, и как прийти к большей эффективности – дело всегда индивидуальное. Agile – это не панацея и не гарантия успеха, но он позволяет установить правильный курс и найти ориентиры на пути.
Для реализации любого проекта обязательно придется что-то менять, искать новые решения, генерировать необычные идеи. Лишь подстраиваясь под постоянно меняющиеся условия работы и требования заказчиков, можно найти верные способы действий. И гибкая методология управления проектами Agile может стать в этом деле верным помощником.